Программа элективного курса «Генетические основы жизни» предназначена для учащихся профильных классов естественнонаучного и медико-биологического направления средних школ, а также для всех обучающихся, желающих научиться решать генетические задачи. Данный курс помогает расширить образовательное пространство, знакомит с методами применения генетических знаний на практике, развивает интерес к современном проблемам биологии, ее новым приоритетным направлениям.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Генетические основы жизни» для 10-хклассов составлена в соответствии со школьной программой курса биологии профильного уровня, а также в соответствии с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии 2017 года. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Цели курса:
- создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;
- создание необходимой базы для понимания специализированных вузовских программ;
- формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.
Задачи курса:
образовательные:
- формирование умений и навыков решения генетических задач;
- отработка навыков применения генетических законов;
- обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;
развивающие:
развитие логического мышления учащихся;
воспитательные:
воспитание и формирование здорового образа жизни.
Результатом изучения данного курса являются знания:
- строения и функций ДНК и РНК в клетке;
- аминокислотного состава белковой молекулы и принципы ее построения;
- определения и свойств генетического кода;
- строения и процессов функционирования клетки как функциональной единицы живых систем;
- структуры ДНК, хромосом, их функций;
- хромосомной теории наследственности;
- закономерностей наследования при моногибридном и дигибридном скрещивании;
- явления полного и неполного доминирования;
- биологическую роль конъюгации и кроссинговера хромосом;
- влияние вредных факторов окружающей среды на генотип человека;
- хромосомную теорию наследования пола и сцепленное с полом наследование признаков;
Умения:
- находить нуклеотидный состав ДНК, РНК на основе принципа комплементарности и в соответствии с правилом Чаргаффа.
- составлять биохимические уравнения синтеза белка из аминокислот.
- определять доминантные и рецессивные признаки.
-определять фенотип признака по генотипу.
-решать биохимические, генетические задачи.
-анализировать родословные, определять вероятность наследования исследуемых признаков.
-использовать биологическую терминологию для объяснения полученных результатов
Методическое обеспечение программы.
1. Учебные пособия.
Учебными пособиями данного элективного курса могут быть учебники для общеобразовательных школ, а также пособие серии “Темы школьного курса” Р.А. Петросовой “Основы генетики” изд. “Дрофа”.
Так как теоретические занятия направлены на повторение и закрепление материала, целесообразно предоставить учащимся возможность самостоятельно готовить и делать доклады на заданные темы, используя при подготовке, как школьный учебник, так и дополнительную литературу. Докладам учащихся должна предшествовать работа учителя с учеником с целью подбора литературы, для выделения главных идей, эмоционального окрашивания рассказов из истории открытий.
2. Требования к оснащению курса.
Для практических занятий необходимы справочники с указанными доминантными и рецессивными признаками живых организмов.
Для теоретических занятий необходимы таблицы с демонстрацией структуры молекул нуклеиновых кислот, генетического кода, процессов мейоза, моногибридного и дигибридного скрещивания, процессов, происходящих в случае сцепленного наследования генов и наследования, сцепленного с полом.
3. Организация учебно-воспитательного процесса.
Основной формой организации учебной работы является учебное занятие. Учебное занятие предусматривает активную самостоятельную работу школьника, сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, более свободное поведение учащегося на занятиях, отсутствие скованности, которую в той или иной степени вызывает оценочная система на уроке.
Занятия строятся по степени усложнения рассматриваемого материала, по степени усложнения задач. При этом используются различные методы и методические приемы, направленные на активную работу учеников в форме диалога учитель-ученик, активное обсуждение материала в форме ученик-ученик, ученик-учитель.
Курс рассчитан на 1 год обучения (10 класс).
Количество часов по программе в неделю – 1. Количество часов по плану внеурочной деятельности – 1. Количество часов в год – 34.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Виды контроля |
1 |
Строение и свойства белковой молекулы какбиополимера. Аминокислотный состав белковой молекулы |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
2 |
Свойства и функции белка. Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах. |
1 |
Практическая работа |
Защита группы |
3 |
Нуклеиновые кислоты как биополимеры. Правило Э. Чаргоффа, |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
4 |
Решение задач «Репликация ДНК, нахождение состава и определение размеров нуклеиновых кислот». |
2 |
Практическая работа
|
Решение биологических задач |
5 |
Генетический код и его свойства |
1 |
Практическая работа с элементами поисковой деятельности |
Защита группы |
6 |
Биосинтез белка как совокупность реакций матричного синтеза |
1 |
Лекция, сообщения учащихся |
Беседа |
7 |
Решение задач «Транскрипция ДНК и трансляция белка». |
3 |
Семинар, практическая работа |
Решение биологических задач |
8 |
Проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
9 |
Решение комбинированных задач |
2 |
Семинар, практическая работа |
Решение биологических задач |
10 |
Энергетический обмен как совокупность реакций разложения. Этапы обмена. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
11 |
Решение задач «Суммарные уравнения реакций обмена». |
2 |
Семинар, практическая работа |
Решение биологических задач |
12 |
Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
13 |
Полное и неполное доминирование. Промежуточный характер наследования признаков. Анализирующее скрещивание |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
14 |
Решение задач при полном и неполном доминировании |
3 |
Семинар, практическая работа |
Решение биологических задач |
15 |
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
16 |
Решение задач разнообразных типов |
3 |
Практическая работа |
Решение биологических задач |
17 |
Сцепленное наследование признаков Значение конъюгации и кроссинговера хромосом в процессе гаметогенеза |
1 |
Лекция с элементами беседы |
Беседа |
18 |
Решение задач при сцепленном наследовании признаков |
1 |
Семинар, практическая работа |
Решение биологических задач |
19 |
Хромосомная теория формирования пола. Сцепленное с полом наследования признаков. |
1 |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
Беседа, решение биологических задач |
20 |
Решение задач при сцепленном с полом наследование признаков. |
2 |
Практическая работа |
Решение биологических задач |
21 |
Решение комбинированных задач разнообразных типов |
3 |
Семинар |
Решение биологических задач |
22 |
Подведение итогов |
1 |
Анкетирование |
Итоговая работа |
|
Всего |
|
|
|
|
Теории 10, практики 24 |
|
|
|
Содержание программы.
Общее количество часов –34 часа.
1. Структура и физико-химические свойства молекул
биополимеров (5 ч)
Теоретический курс - 3 ч.
Нуклеиновые кислоты как биополимеры. Составные компоненты НК: азотистые основания, углеводы, фосфорная кислота. Нуклеозид и нуклеотид. Правило Чартгафа о соотношении оснований в НК. АТФ- биологический аккумулятор энергии.
ДНК, структура, масса и размеры. Принцип комплементарности в образовании молекул ДНК. Образование двухцепочной макромолекулы и ее спирализация. Масса молекул и их локализация в клетке.
Особенности структуры молекул РНК, их нуклеотидный состав. Отличие молекул РНК от ДНК.
Белки-биополимеры, массы и размеры молекул. Аминокислоты-мономеры белковых молекул. Особенностиих строения, амфотерные свойства. Поликондепсация аминокислот в полипептидную цепь. Пептидная связь и первичная структура белка. Вторичная, третичная и четвертичная структуры белковых молекул. Химические связи (ионная, дисульфидная), определяющие структуры белков. Белки-ферменты.Особенности структуры их молекул, активный центр фермента.
Практический курс-2 ч.
2. Функционирование макромолекул в клетке (11ч.)
Теоретический курс - 4ч.
Роль ДНК в клетке: хранение и передача наследственной информации от родителей потомству. Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Роль ферментов в синтезе ДНК.
Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, непрерывность и вырожденность, однонаправленность и коллинеарность, способность мутировать.
Синтез РНК. Типы РНК. Информационная РНК (и-РНК), физико-химические особенности молекул и их роль в клетке;
и-РНК—материальная основа генов. Транспортная РНК (т-РНК), масса, размеры молекул. Антикодон и его функции. Роль т-РНК в транспорте аминокислот. Участие ферментов в этом процессе. Рибосомная РНК (р-РНК), особенности строения молекул, их роль в образовании рибосом.
Синтез белка—путь реализации наследственной информации, его протекание в цитоплазме и ЭПС. Многоступенчатость синтеза белков, участие информационных молекул, ферментных систем и АТФ.
Роль ДНК, и-РНК и т-РНК в синтезе белков. Процесс транскрипции, участие в нем ферментов.
Рибосома—органоид синтеза белковых молекул, ее химический состав. Центр сборки белковой молекулы. Образование полисом.
Трансляция, ее этапы. Сборка молекулы белка, роль в ней кодона и антикодона. Удлинение полипептидной цепи, окончание синтеза белка. Роль АТФ в синтезе белка.
Функции белков в клетке. Специфичность белковых молекул. Каталитическая функция.
Энергетический обмен как совокупность реакций разложения. Этапы обмена. Подготовительный этап, количественные характеристики и значение.
Бескислородный этап обмена — неполное расщепление веществ. Промежуточные и конечные продукты, количественные характеристики и значение.
Кислородный этап обмена. Циклические реакции, их роль в образовании энергии. Приуроченность кислородного обмена к митохондриям. Суммарные уравнения реакций обмена.
Практический курс-7 ч.
3. Моногибридное скрещивание. (5 часов).
Теоретический курс – 2 ч.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.
Практический курс – 3 ч.
Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
2. Дигибридное скрещивание. (4 часа).
Теоретический курс – 1 час.
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс – 3 часа. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Анализ родословных. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков.
3. Сцепленное наследование генов. (2 часа).Теоретический курс – 1 час.
Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности. Цитологические основы сцепленного наследования в случае:
коньюгации хромосом без кроссинговера;
в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами;
в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид;
Практический курс – 1 час.
Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
4. Наследование, сцепленное с полом. (3 часа).
Теоретический курс – 1 час.
Хромосомная теория формирования пола. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов. Сцепленное с полом наследования признаков. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Практический курс – 2 часа.
Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой.
5. Итоговый семинар. (3 часа).
Решение комбинированных задач разнообразных типов.
Итоговое занятие. (1 час).
Решение комбинированных задач разнообразных типов.
Итоговое занятие. (1 час).