Полный текст статьи
Печать

Программа  внеурочной деятельности  “Край, в котором я живу” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Край, в котором я живу” ) разработана для занятий творческого объединенияучащихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.     

1.    Пояснительная записка

Программа «Край,  в котором я живу»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва, «Просвещение» 2010 г. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Край, в котором я живу» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Волгоградской области, Краснооктябрьского  района,материалы музея боевой славы 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии, который находится в нашей школе.

            Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, пополняя фонды музея, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

2.    Общая характеристика программы

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

3.    Место курса в учебном плане

Программа адресована учащимся 5-6  классов  и рассчитана на 34 часа в год, т.е. всего на 68 часов. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
            Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

1)    теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины).

2)     практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационныминосителями).
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество.

Формы занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • трудовые дела.

          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • Вести аргументированную дискуссию 

4. Учебно-тематический план 

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности учащихся

5класс

(аудиторные)

6 класс

(аудиторные)

Раздел I.

Введение в ИКТ

1

Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация  занятий.

1

 

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД: Научить:

 - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

Познавательные УУД: Помочь:

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- освоить основы смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

Коммуникативные УУД: Помочь:

 - научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),  - формировать умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности

2

Формы и методы исследовательской работы.

1

 

3

Исследовательский  проект. Разработка исследовательских   проектов.

1

 

Раздел II.

История нашего края до Великой Отечественной войны

4-5

Первые письменные источники по истории нашего края. Археологические раскопки на территории нашего края. Палеолитическая стоянка. Сухая Мечетка. Археологические памятники верхнего палеолита, мезолита и неолита на территории Волгограда.

2

 

Личностные УУД: Будут сформированы:

- Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» -  позиции и «хороший ученик»;

- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- Чувства уважения и привязанности к родному краю, гордости своим краем, его историей историческими деятелями и достопримечательностями.

Получит возможность для формирования:

- Устойчивых исторических представлений;

- Адекватного понимания причин успешности и неуспешности.

Регулятивные УУД: Дети научатся

- Принимать и сохранять учебную задачу;

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- Адекватно воспринимать оценку учителя;

- Различать способ и результат действия;

- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 

Познавательные УУД: Помочь научиться:

-    давать собственные оценки важнейших событий истории волгоградской земли;

-    определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;

-    описывать наиболее яркие памятники культуры города, высказывать суждения о них;

-    оценивать вклад Волгограда в экономику, культуру области и страны;

-    использовать текст исторического источника при решении учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

-    объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного города;

-    соотносить историю своей семьи с региональной историей;

-    использовать сведения по истории волгоградской земли для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;

-    представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;

-    выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей региональной и государственно-политической идентичности;

-    вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения Волгограда;

-    самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствамикак формы самообразования;

-    самостоятельной интерпретации информации;

-    анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей

Коммуникативные УУД: Подростки научатся:

- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- Задавать вопросы;

- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Получит возможность научиться точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию как ориентир для построения действий

 

 

6-7

Вхождение Нижнего Поволжья в состав первых государств. Хазарский каганат, его народы, религия. Археологические памятники раннего средневековья на территории Волгограда. Кочевники Нижнего Поволжья до образования Золотой Орды.

 

2

 

8-9-10

Образование Золотой Орды. Основы государственности в Золотой Орде. Политический центр Золотой Орды. Расцвет Золотой Орды. Города  Золотой Орды. Религия в Золотой Орде. Золотоордынские города и поселения на территории Волгограда и в непосредственной близости от него. Ослабление Золотой Орды и её упадок. Причины распада Золотой Орды.

3

 

11-12-13

Нижняя Волга и Дон в конце XV-XVI в. Татарские ханства на Волге. Образование казачества. Основание Царицына. Происхождение названия «Царицын». Отношения  русского государства и казачества в XVI веке. События Смуты в нашем крае. Деятели Смутного времени в нашем крае.

 

3

 

14-15-16

Царицынская крепость после Смуты Значение  Царицынской крепостив XVII веке. Установление крепостного права в России и его влияние на события в нашем крае. Соседи кочевники Царицына в XVII веке.  Восстание Степана Разина. Царицын в конце XVII века.

 

3

 

17-18-

19

Петр Великий и Царицын. Роль Царицына в  народных движениях начала XVIII века. Царицынская крепость и её обитатели. Территория Царицына в XVIII веке.

3

 

19-20-21

Занятия жителей Царицына в  XVIII веке. Возникновение Сарепты. Всероссийская известность Сарепты. Народные движения второй половины XVIII века в нашем крае. Е.И. Пугачёв в Царицыне.

 

3

 

22-23

Царицын – уездный город. Официальный герб Царицына. Эпидемии. Церковь и образование. Царицын – торговый  центр. Окрестности Царицына.

 

2

 

24-25

Облик дореволюционного Царицына: архитектура, набережная, улицы, площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне. Основание Царицынского металлургического завода «Урал-Волга» -  рождение Краснооктябрьского района. Большая Франция, Малая Франция, Русская деревня. Положение и общественное движение рабочих.

2

 

26-27

1917 год в Царицыне. Установление Советской власти.Гражданская война. Оборона Красного Царицына.

2

 

28-29

Индустриализация и коллективизация. Переименование города в Сталинград. Сталинградский тракторный завод. Роль заводов «Красный Октябрь и Баррикады» в индустриализации страны.

2

 

30-31

Культурная и общественная жизнь сталинградцев.

2

 

32-33-34

Сталинград накануне войны, в начальный период ВОВ. Военные действия на советско-германском фронте с июня 1941 по июль 1942 года.  Труженики Сталинграда.

3

 

Раздел III.

Сталинградская битва

35-36-37

1941 - июль 1942 гг.  Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на улицах города. Героизм советских солдат.

 

3

Личностные УУД:

- формирование у детей мотивации к обучению, оказание им помощи в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:

Помогать:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

Познавательные УУД:

 - формировать  навыки решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

 - учить добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу,           осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- учить основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД:

Формировать умения:

 - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-  координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности

 

 

38-39-40

Роль 193 - й стрелковой дивизии под  командованием генерал - майор Ф. Н. Смехотворова, 39 - й гвардейской стрелковой дивизии, под командованием генерал - майор С. С. Гурьева в обороне «Красного Октября». Героизм воинов Богунского и Таращанского полков.

 

 

3

41-42

 «Остров Людникова» в Нижнем посёлке завода «Баррикады» - место ожесточенных боёв 138-й Краснознамённой стрелковой дивизии под командованием полковника Людникова.

 

2

43-44

 «Лог смерти» -  место ожесточенных боев  95-й стрелковой дивизии.

 

2

45-46-

Памятные места Краснооктябрьского района

 

2

47-48-49

Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операции «Уран» и «Кольцо», разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.

 

 

3

50 – 51 - 52

Сталинградская битва – в истории моей семьи: сбор, анализ  и   обработка  информации. Работа над проектом

 

3

Раздел VI.

Наш край в мирное время

 

53-54-55

Восстановление народного хозяйства страны.Восстановление Сталинграда и Краснооктябрьского района. А. М. Черкасова. Волжская ГЭС

 

3

Личностные УУД:

У  школьника будут сформированы:

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

 - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, - ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

 - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

56-57-

Музей завода «Красный Октябрь - первый в городе народный исторический музей,  историко - краеведческий центр района.

 

 

2

58-59

Роль ветеранов  95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии в увековечивании памяти бойцов и командиров дивизии, погибших в Сталинградской битве.

 

2

60-61

Н.Т. Мазница – жизнь как подвиг. (общественная деятельность ветерана 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии)

 

2

62-63

Музей боевой славы 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии – центр патриотического воспитания МОУ СШ № 49

 

2

64-68

Современный Волгоград

Знаменитые волгоградцы.

Современная история Краснооктябрьского района.

Моя семья в истории моего района.

 

4


5. Принципы, реализуемые в курсе

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству),  стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности.                                       Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

6. Предполагаемые результаты

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества)  Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её  истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия). Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

7. Материально- техническое обеспечениекурса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

 

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

 

1

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с

 

1

2

Вопросы краеведения. Вып.1- 15. Волгоград 1991- 2010.

 

1

3

Историко-краеведческие записки. Вып.1-6. Волгоград, 1973-1977, 1989.

 

54

4

Отчий край. Волгоград. 1994 - издание продолжается.

 

23

5

Стрежень. Научный ежегодник. Вып.1-7. Волгоград, 2000-2009.

 

18

6

Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2008.

 

1

 

Технические средства обучения

 

1

Компьютер

1

2

Интерактивная доска

1

3

Фотоаппарат

1

 

Экранно - звуковые пособия

 

1

Презентации 

57

2

Учебные фильмы

26