Программа внеурочной деятельности “Край, в котором я живу” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Край, в котором я живу” ) разработана для занятий творческого объединенияучащихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
1. Пояснительная запискаПрограмма «Край, в котором я живу» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва, «Просвещение» 2010 г. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Край, в котором я живу» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Волгоградской области, Краснооктябрьского района,материалы музея боевой славы 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии, который находится в нашей школе.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, пополняя фонды музея, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
2. Общая характеристика программыДанный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
3. Место курса в учебном планеПрограмма адресована учащимся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа в год, т.е. всего на 68 часов. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационныминосителями).
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество.
Формы занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- Вести аргументированную дискуссию
4. Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
5класс (аудиторные) |
6 класс (аудиторные) |
|||
Раздел I. Введение в ИКТ |
||||
1 |
Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. |
1 |
|
Личностные УУД: - формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные УУД: Научить: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные УУД: Помочь: - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - освоить основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные УУД: Помочь: - научиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), - формировать умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
2 |
Формы и методы исследовательской работы. |
1 |
|
|
3 |
Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. |
1 |
|
|
Раздел II. История нашего края до Великой Отечественной войны |
||||
4-5 |
Первые письменные источники по истории нашего края. Археологические раскопки на территории нашего края. Палеолитическая стоянка. Сухая Мечетка. Археологические памятники верхнего палеолита, мезолита и неолита на территории Волгограда. |
2 |
|
Личностные УУД: Будут сформированы: - Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» - позиции и «хороший ученик»; - Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - Чувства уважения и привязанности к родному краю, гордости своим краем, его историей историческими деятелями и достопримечательностями. Получит возможность для формирования: - Устойчивых исторических представлений; - Адекватного понимания причин успешности и неуспешности. Регулятивные УУД: Дети научатся - Принимать и сохранять учебную задачу; - Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - Адекватно воспринимать оценку учителя; - Различать способ и результат действия; - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Получит возможность научиться: - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД: Помочь научиться: - давать собственные оценки важнейших событий истории волгоградской земли; - определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории; - описывать наиболее яркие памятники культуры города, высказывать суждения о них; - оценивать вклад Волгограда в экономику, культуру области и страны; - использовать текст исторического источника при решении учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного города; - соотносить историю своей семьи с региональной историей; - использовать сведения по истории волгоградской земли для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами; - представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими; - выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей региональной и государственно-политической идентичности; - вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения Волгограда; - самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствамикак формы самообразования; - самостоятельной интерпретации информации; - анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей Коммуникативные УУД: Подростки научатся: - Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - Задавать вопросы; - Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Получит возможность научиться точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий
|
6-7 |
Вхождение Нижнего Поволжья в состав первых государств. Хазарский каганат, его народы, религия. Археологические памятники раннего средневековья на территории Волгограда. Кочевники Нижнего Поволжья до образования Золотой Орды.
|
2 |
|
|
8-9-10 |
Образование Золотой Орды. Основы государственности в Золотой Орде. Политический центр Золотой Орды. Расцвет Золотой Орды. Города Золотой Орды. Религия в Золотой Орде. Золотоордынские города и поселения на территории Волгограда и в непосредственной близости от него. Ослабление Золотой Орды и её упадок. Причины распада Золотой Орды. |
3 |
|
|
11-12-13 |
Нижняя Волга и Дон в конце XV-XVI в. Татарские ханства на Волге. Образование казачества. Основание Царицына. Происхождение названия «Царицын». Отношения русского государства и казачества в XVI веке. События Смуты в нашем крае. Деятели Смутного времени в нашем крае.
|
3 |
|
|
14-15-16 |
Царицынская крепость после Смуты Значение Царицынской крепостив XVII веке. Установление крепостного права в России и его влияние на события в нашем крае. Соседи кочевники Царицына в XVII веке. Восстание Степана Разина. Царицын в конце XVII века.
|
3 |
|
|
17-18- 19 |
Петр Великий и Царицын. Роль Царицына в народных движениях начала XVIII века. Царицынская крепость и её обитатели. Территория Царицына в XVIII веке. |
3 |
|
|
19-20-21 |
Занятия жителей Царицына в XVIII веке. Возникновение Сарепты. Всероссийская известность Сарепты. Народные движения второй половины XVIII века в нашем крае. Е.И. Пугачёв в Царицыне.
|
3 |
|
|
22-23 |
Царицын – уездный город. Официальный герб Царицына. Эпидемии. Церковь и образование. Царицын – торговый центр. Окрестности Царицына.
|
2 |
|
|
24-25 |
Облик дореволюционного Царицына: архитектура, набережная, улицы, площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне. Основание Царицынского металлургического завода «Урал-Волга» - рождение Краснооктябрьского района. Большая Франция, Малая Франция, Русская деревня. Положение и общественное движение рабочих. |
2 |
|
|
26-27 |
1917 год в Царицыне. Установление Советской власти.Гражданская война. Оборона Красного Царицына. |
2 |
|
|
28-29 |
Индустриализация и коллективизация. Переименование города в Сталинград. Сталинградский тракторный завод. Роль заводов «Красный Октябрь и Баррикады» в индустриализации страны. |
2 |
|
|
30-31 |
Культурная и общественная жизнь сталинградцев. |
2 |
|
|
32-33-34 |
Сталинград накануне войны, в начальный период ВОВ. Военные действия на советско-германском фронте с июня 1941 по июль 1942 года. Труженики Сталинграда. |
3 |
|
|
Раздел III. Сталинградская битва |
||||
35-36-37 |
1941 - июль 1942 гг. Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на улицах города. Героизм советских солдат. |
|
3 |
Личностные УУД: - формирование у детей мотивации к обучению, оказание им помощи в самоорганизации и саморазвитии. - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, - развитие критического и творческого мышления. Регулятивные УУД: Помогать: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные УУД: - формировать навыки решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - учить добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: Формировать умения: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - координировать свои усилия с усилиями других. - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
38-39-40 |
Роль 193 - й стрелковой дивизии под командованием генерал - майор Ф. Н. Смехотворова, 39 - й гвардейской стрелковой дивизии, под командованием генерал - майор С. С. Гурьева в обороне «Красного Октября». Героизм воинов Богунского и Таращанского полков.
|
|
3 |
|
41-42 |
«Остров Людникова» в Нижнем посёлке завода «Баррикады» - место ожесточенных боёв 138-й Краснознамённой стрелковой дивизии под командованием полковника Людникова. |
|
2 |
|
43-44 |
«Лог смерти» - место ожесточенных боев 95-й стрелковой дивизии. |
|
2 |
|
45-46- |
Памятные места Краснооктябрьского района |
|
2 |
|
47-48-49 |
Контрнаступление советских войск под Сталинградом. Операции «Уран» и «Кольцо», разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.
|
|
3 |
|
50 – 51 - 52 |
Сталинградская битва – в истории моей семьи: сбор, анализ и обработка информации. Работа над проектом |
|
3 |
|
Раздел VI. Наш край в мирное время
|
||||
53-54-55 |
Восстановление народного хозяйства страны.Восстановление Сталинграда и Краснооктябрьского района. А. М. Черкасова. Волжская ГЭС |
|
3 |
Личностные УУД: У школьника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, - ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края. Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; - различать способ и результат действия. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; - выражать речь в устной и письменной форме; - проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
56-57- |
Музей завода «Красный Октябрь - первый в городе народный исторический музей, историко - краеведческий центр района.
|
|
2 |
|
58-59 |
Роль ветеранов 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии в увековечивании памяти бойцов и командиров дивизии, погибших в Сталинградской битве. |
|
2 |
|
60-61 |
Н.Т. Мазница – жизнь как подвиг. (общественная деятельность ветерана 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии) |
|
2 |
|
62-63 |
Музей боевой славы 95/75 Гвардейской Бахмаческой дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии – центр патриотического воспитания МОУ СШ № 49 |
|
2 |
|
64-68 |
Современный Волгоград Знаменитые волгоградцы. Современная история Краснооктябрьского района. Моя семья в истории моего района. |
|
4 |
5. Принципы, реализуемые в курсе
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
6. Предполагаемые результаты
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия). Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
7. Материально- техническое обеспечениекурса
№ |
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Количество |
|
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) |
|
1 |
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с
|
1 |
2 |
Вопросы краеведения. Вып.1- 15. Волгоград 1991- 2010.
|
1 |
3 |
Историко-краеведческие записки. Вып.1-6. Волгоград, 1973-1977, 1989.
|
54 |
4 |
Отчий край. Волгоград. 1994 - издание продолжается.
|
23 |
5 |
Стрежень. Научный ежегодник. Вып.1-7. Волгоград, 2000-2009.
|
18 |
6 |
Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2008.
|
1 |
|
Технические средства обучения |
|
1 |
Компьютер |
1 |
2 |
Интерактивная доска |
1 |
3 |
Фотоаппарат |
1 |
|
Экранно - звуковые пособия |
|
1 |
Презентации |
57 |
2 |
Учебные фильмы |
26 |