В настоящее время, время информационных технологий, каждый человек исполняет различные социальные роли. В каждой сфере мы стараемся зарекомендовать себя первоклассными специалистами, чтобы показать, что мы достаточно компетентны, чтобы заниматься тем или иным делом.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В. Видякова, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Меньшиков, А.Н. Острогорский, В.П. Острогорский, Н.И. Пирогов, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.
Для того, чтобы быть успешными, первоклассными специалистами или просто счастливыми людьми, мы должны понимать, что кроме профессиональных качеств для той или иной работы, мы также должны обладать сильным характером. Это означает, что мы должны иметь и развивать в своем характере такие качества, которые помогут нам общаться и достигать взаимопонимания с другими людьми; те качества, которые будут помогать нам в достижении поставленных нами целей, не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни; а также те качества, которые являются основой счастливой жизни, полной радости и гармонии.
Эти черты характера, о которых ведется речь, являются признанными большинством современных сообществ. Это Честность, Надежность, Ответственность, Уважение, Мужество, Заботливость, Справедливость, Надежда.
В каждой культуре существует ряд ценностей или важных принципов, которые определяют взаимоотношения людей. Наш первый опыт взаимоотношений приобретается в семье, в результате общения с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. В раннем возрасте в процессе подражания, воспитания, исправления и руководства ребенок начинает приобретать привычки, которые формируют его личность.[6]
Привычка – непроизвольное поведение, приобретенное в результате многочисленных повторений; манера поведения, пристрастие.[5]
Дети приобретают хорошие привычки, которые способствуют развитию целостности характера, и плохие привычки, которые ведут к нефункциональным отношениям. Родители должны быть очень внимательны к воспитанию характера в своих детях. Дети, как губки, одновременно впитывают в себя плохое и хорошее из всего, к чему они прикасаются. Такие отрицательные привычки, как отсутствие гигиены, курение, критика и манипулирование могут пагубно отразится на физическом и эмоциональном развитии ребенка. Поэтому важно определить, что будет нашими основными ценностями и начать воспитывать эти ценности в детях с раннего возраста. [8]
Итак, считаю нужным в своей работе дать определение таким понятиям, как ценность, мораль, этика, характер.
Ценности – важные убеждения, которые формируют наши отношения с людьми и мотивируют наше поведение и наши поступки.[4]
Мораль – поведение и поступки, мотивированные нашим пониманием правильного и неправильного, хорошего и плохого.[3]
Этика – понятие о морали и нравственности, определяющее наше поведение. [1]
Характер – совокупность качеств, которые определяют личность. Характер демонстрируется нашим отношением к окружающим.[2]
Формирование человеческого характера происходит постепенно, в течение многих лет обучения и практики. Такие ценности как честность, уважение, ответственность, заботливость, мужество и справедливость формируются в раннем детстве, в процессе воспитания ребенка родителями. Когда ребенок идет в школу, процесс воспитания распространяется на учителя, который также принимает активное участие в формировании детского характера. [7]
Формирование характера, воспитание духовности и нравственности является доступным и эффективным процессом именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование[10]. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.
Хочется отметить, что в настоящее время довольно сложно совмещать процесс обучения и воспитания, так как у современного учителя достаточно большой объём бумажной работы, которая сокращает время на подготовку к уроку, продумыванию плана. Поэтому зачастую учитель презентует на уроке необходимый учебный материал, забывая о воспитательных моментах.
На самом деле очень просто преподавать основы формирования характера через призму своего предмета. В каждой теме имеются спорные моменты, над которыми ученик должен подумать, оценить, что хорошо, а что плохо. Именно в сравнении познается истина, то, что верно и общепринято.
Чтобы обсуждать с учащимися понятие ответственности или уважения, учитель сам должен быть ответственным за свои слова и действия и уважительно относится к другим людям, иными словами, данные качества должны присутствовать в его характере.
Я считаю, что профессия учителя всегда требует совершенствования своих профессиональных умений и навыков. Основная цель, которую я могу определить в обучении иностранным языкам – повышение мотивации обучающихся к изучению иностранных языков.
Средствами повышения мотивации к предмету являются различные интересные задания, вводятся новые форматы работы (например, технология «Mind Mapping», «Brain storming» в 3-5 классах), для средней и старшей школы это так называемые «разговорные» уроки (дебаты, круглые столы по теме). Необычные виды заданий и формы работы с учащимися положительно сказываются на повышении интереса к иностранному языку. Если достигается поставленная цель, значит и учитель профессионально растет, приобретая педагогический и жизненный опыт, совершенствуя не только профессиональные, но и личностные качества характера.
Возраст моих учеников варьируется от 9 до 16 лет, поэтому очень важно найти к каждому индивидуальный подход. С течением времени мне, как учителю, удается это делать. Обладая положительными характеристиками личности, такими, как справедливость, ответственность, серьезность, а так же добродушность, искренность и открытость, я стараюсь с их помощью наладить контакт с учащимися, открыться для них так, чтобы они смогли мне доверять, а я могла заботиться о них. Считаю, что каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию данных качеств характера, ведь если человек не обладает ничем хорошим, то и поступки, которые он совершает, не будут отличаться открытостью, и не будут вызывать доверия. Это применимо и к профессии учителя, ведь школа, это, по сути, второй дом для детей, а школьные учителя – вторые родители, и поэтому очень важно создать такую атмосферу в школе, чтобы у ребенка не возникало и мысли сделать что-то плохое. Для этого и нужны учителя, которые, благодаря своему характеру, своему педагогическому и жизненному опыту, терпимости, справедливости, открытости и ряду других положительных качеств, стараются сделать жизнь школьников добрее, полезнее и научить их быть отзывчивыми, ответственными и всегда готовыми прийти на помощь другому.
В своей работе мне хотелось бы представить один из своих уроков, где ребята определяли, какими качествами должны обладать люди определенных профессий. На уроке использовались наглядные материалы, тексты для чтения, учебник английского языка для 5-6 классов, Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Трубанева Н. Н. Урок являлся заключающим в цикле уроков по теме. В Приложении № 3 имеется план урока, дополнительные материалы к уроку, собственный анализ урока. Предложенный урок являлся одним из этапов формирования положительных качеств характера, таких как ответственность, справедливость, доброта, уважение.
В своей работе я использую различные методы и формы формирования характера у детей. Прежде всего, это:
- · Мероприятия;
- · Награды;
- · Вознаграждения;
- · Плакаты;
- · Спектакли, инсценировки;
- · Дискуссии;
- · Проекты.
Я считаю немаловажным пояснить, каким образом происходит формирование характера с помощью данных методов и форм.
Мероприятия – это упражнения, помогающие лучше раскрыть понятие или ценность. Каждый ученик участвует в мероприятии (либо индивидуально, либо в составе маленькой группы) для того, чтобы на практике убедиться в необходимости только что представленной ценности. Наиболее популярными и эффективными мероприятиями являются «Цепь Доброты», (Приложение №1) и «Конфетное упражнение», которое призвано сформировать в нашем характере такие качества как справедливость и терпимость (приложение № 1).
Награды – являются способом признания грандиозных усилий со стороны ученика. Это почетный приз для самых лучших учащихся. Признание достижений учеников всех возрастов воодушевляет и мотивирует других следовать их примеру. Чтобы решение, кого наградить было справедливым, рекомендуется классу проголосовать, кто достоин наград, предназначенных исключительно за положительные качества характера – доброту, честность, мужество, доверие, уважение и другие ценности. Необходимо проследить, чтобы награды были вручены ученикам, которые по-настоящему их заслужили, так как школьники быстро подмечают незаслуженную похвалу или внимание, в результате чего их уважение к награде ослабевает. [9]
Вознаграждения – служат напоминанием о правильных поступках. В своей работе я заметила, что младшие школьники отдают предпочтения следующим вознаграждениям:
- наклейки, марки, картинки;
- карандаши, линейки, маленькие игрушки;
- привилегии (например, отсутствие домашней работы);
- словесная похвала.
Старшие школьники воодушевляются от словесного вознаграждения или похвалы учителя. Но, тем не менее, могу заметить, что школьники этого возраста также счастливы сначала получить наклейку, а затем уже словесное вознаграждение за свои достижения.
Плакаты могут создаваться для только что объясненной ценности. Это является творческим заданием, что позволяет, в свою очередь, раскрыть творческий потенциал учащихся. Плакаты должны помещаться в классе на видном месте, чтобы учащиеся всегда помнили о положительных качествах характера и старались их в себе развивать. [9]
Спектакли и инсценировки – это эффективные способы проигрывания ситуаций, в которых школьникам приходится делать выбор. Взгляд на ситуацию меняется и становится более объективным, если в ситуацию вовлечены другие люди.
Дискуссии особенно эффективны с подростками и могут быть использованы в изучении каждой из ценностей. Например, на уроках английского языка можно обсуждать темы, заявленные в учебнике. Примером решения проблем может послужить дискуссия на тему: «Влияние средств массовой информации на детей». В рамках данной темы можно обсудить, как можно помочь избавить мир от недобросовестных средств массовой информации, какое влияние оказывают средства массовой информации на детей, стоит ли ограждать детей от СМИ.
Проектная технология является одной из самых популярных педагогических технологий в настоящее время. При формировании характера проекты могут принимать различные формы: индивидуальные ли групповые. Учителю предоставляется возможность подбирать проекты для учащихся по возрасту и их интересам. [9] Из личного опыта могу привести пример такого проекта. Со своими учениками мы собирали коллекцию историй о ценностях, практикующихся различными странами. Например, в нашей коллекции оказались истории и рассказы о такой ценности, как Честность, сочиненные писателями Франции, Германии, Китая, Индии, Бразилии, Южной Америки. Существуют также другие варианты проектов (Приложение № 2).
Приложение № 1
«Цепь доброты»
Учителю предлагается предложить учеников в течении следующих двадцати четырех часов (или до следующего урока) запомнить любое проявление доброты по отношению к ним или другим людям. На следующей встрече учащиеся вспоминают добрые поступки и записывают на цветной бумаге (4*28 см). Далее нужно попросить учащихся зачитать свои записи и спросить, как они себя чувствовали, когда по отношению к ним была проявлена доброта. Затем при помощи степлера необходимо скрепить полоски в кольца, образуя «цепь доброты» и поместить её на видное место в классе. Данный прием может быть применен при изучении таких ценностей, как мужество, уважение, ответственность.
«Конфетное упражнение»
Нужно принести в класс коробку конфет. Без объяснений начать раздавать конфеты отдельным учащимся. «Кто пишет правой рукой?», «У кого голубые глаза?». Идея заключается в том, чтобы оставить некоторых учеников без конфет. Затем, спросите, как чувствуют себя те, кому конфеты не достались. Это было несправедливо, неуважительно. Убедитесь, что в итоге, все получили конфеты и начните обсуждение ценности справедливость.
Приложение № 2
Варианты проектов, используемых при формировании положительных качеств характера.
- Организация газеты «Характер», в которой школьники смогут публиковать статьи о нравственной ценности месяца.
- Создание альбома характера, куда можно заносить все мероприятия и проекты, поведенные в течение года.
- Планирование «Дня Благодарности», в который ученикам предоставляется возможность поблагодарить не только своих одноклассников за помощь, но и учителей.
Приложение № 3
План открытого урока в 5 классе
Темаурока: “Learning more about each other”
Цели урока:
Учебные:
- закрепить лексический и грамматический материал по теме;
Развивающие:
- развивать умения чтения и монологического высказывания;
- развивать способности к сравнению, анализу;
- развивать умение выражать своё отношение к обсуждаемой теме.
Воспитывающие:
- способствовать развитию уважения к различным профессиям;
- воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе.
Оборудование урока:
составные части цветка, карточки с заданием, тексты для чтения, магниты.
Ход урока:
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Время |
Организационный этап.
Речевая зарядка.
Дотекстовый этап.
Работа с лексикой
Основной этап.
Домашнее задание.
|
- Hello, children! How are you today? What day is it today? What date is it today? Who is absent today?
Let’s remember all traits of character, which we know! Игра с мячом, на каждый бросок ученики называют черту характера.
Рождение цветка = появление человека с хорошим характером. A good person has a good character. A good character is like a beautiful flower! Let’s make a flower! A beautiful Flower has only good characteristics. Here there are good and bad traits of character, but to make a beautiful flower we need only good ones! Be very attentive, when choosing a leaf. Каждая команда по очереди называет выбранное ими качество, на доске и на столах каждой из групп появляется постепенно цветок. So, what a beautiful flower we have made! Good Job!
So, here are some cards for you, pupils, you are to characterise these professionalists. 3 minutes for you to look through. После просмотра, предлагается грамматическая модель для ответа: A good... should be... Раздаются карточки (см. Приложение).
Ещё одно лексическое упражнение. - One more exercise. You are to guess the profession of a person. Fill in the gaps. Работа с карточками (см. Приложение).
Jigsaw Reading. And now more group work. There are some interesting texts for you. You are to read these texts and discuss them in your groups. When you are ready, the leader of the group together with the other pupils will tell us about the content of the text, according to the following pattern: Our text is about… The profession of a ________ is….. A good______ should be…. Some phrases will help you to begin your speech: We think that… It seems to us that… In our opinion…
Домашнее задание не было задано, так как это был заключительный урок по теме.
Учитель благодарит детей за урок и делает выводы по теме и уроку в целом.
Not only professionalists should have these good traits of character. Do YOU have all these good characteristics? I agree that we are people with good character!
|
Приветствуют учителя, отвечают на её вопросы.
Это была своего рода игра для детей, все активизировались и с охотой выполнили задание.
Дети работают в группе, совещаются, стараются вспомнить только положительные характеристики. Грамматическая конструкция не вызывает никакой трудности, ученики с ней знакомы, поэтому на этом этапе происходит формирование грамматического навыка.
Это упражнение также не вызвало никакой трудности, в предложениях дети искали слова-подсказки, что помогало им верно дополнить предложение.
Я считаю эту технологию современной и интересной, поэтому мой выбор пал именно на этот вид чтения. Ученики с таким чтением уже знакомы, таким образом, это для них не было сложностью. Каждый член команды имел право высказаться, дополнить ответ соседа. В целом, учащиеся с заданием справились.
|
3 мин.
3 мин.
7 мин.
10 мин.
15 мин.
2 мин.
|
Приложение к уроку
1.
JOB |
CHARACTERISICS |
A Bodyguard |
|
A nurse |
|
A driver |
|
A lawyer |
|
A computer programmer |
|
2. A caring housewife, an intelligent librarian, a responsible doctor, a trustworthy businessman, respectful sportsmen, a fair teacher, honest journalists.
1. It is pleasant to have a business with a __________.
2. You can rust your health to a ____________.
3. An____________ should always be polite with readers.
4. It is easy for a ___________ to work with pupils.
5. ___________ give only true facts.
6. My hobby is sport, so I know all__________ in my country.
7. ___________is always ready with her dinner.