Полный текст статьи
Печать

В связи с социально-экономическими переменами в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могут адаптироваться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Из наиболее значимых качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы нацелена на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Исходя из этого, одна из задач школы – всестороннее развитие детей, их творческих навыков и способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Кроме того, требованиям, которые предъявляются сегодня к содержанию образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

Метод проектов – это набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации[Щербакова, 2009, с.8].

В современной школе, в условиях активного роста кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, технология проектов приобретает широкую популярность. В связи с этим в специальной литературе можно встретить множество определений. Однако все они сводятся к утверждению, что проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Бухаркина, 2003, с. 5].

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который является неотъемлемой частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности. Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе [Савченко, 2010, с. 11].

Большой вклад в развитие метода проектов внёс русский педагог С.Т. Шацкий. Он считал, что индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы» [Кальней, 2004, с. 21-26].

Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была создана небольшая группа сотрудников, которая пыталась активно использовать проектные методы в практике преподавания. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и другие. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод [Кальней, 2004, с.24].

По мнению педагогов 1920-х гг., метод проектов вносит разнообразие в обучение, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д. [Кальней, 2004, с.15].

По мнению Б.П. Есипова, Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной, В.Н. Шульгина метод проектов наиболее успешно подготавливает ребенка к ожидающей его жизни, вырабатывает «привычку к коллективному труду и взаимной помощи» [Б. В. Игнатьев 1930, с. 11]. Игнатьев при этом отмечает, что применение проектного метода предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, которая должна быть разносторонней, поскольку, применяя на практике этот метод, нужно быть готовым к «всевозможнейшим проектам, какие только могут захватить детское воображение и ум» [Б. В. Игнатьев, с. 16]. Развитие самостоятельности учеников, происходящее благодаря проектному методу, возможно только при профессиональной работе учителя: учитель должен доставлять необходимый материал, проверять планы проектов и подвергать разбору и критике результаты работ [Сидоров, www].

Для учащегося проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. [Ступницкая, 2010, www].

«Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение» [М.А. Ступницкая, 2010, с. 7]. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о технологии проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [Рассохина, Синецкая, Клинтух, www].

«Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» [Кукушин, 2004, с. 71].

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Основные требования к использованию метода проектов заключаются в:

- наличии значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практической, теоретической, познавательной значимости предполагаемых результатов;

- самостоятельной деятельности учащихся;

- структурировании содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использовании исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформление конечных результатов, сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выводы, выдвижение новых проблем исследования) [Полат, 2000, с. 105].

   «Наиболее трудным моментом при введении в учебный процесс проектной технологии является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап» [Корнетов, 2009, с. 274].

   Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одном случае учитель сам определяет тему с учетом учебной ситуации, интересов и способностей учащихся. В другом случае – тема проекта, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими детьми, которые, естественно, ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные [Полат, 2000, с. 109].

   Темы проектов могут относиться к практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и требующего привлечения знаний из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

   Условиями успешности проектной технологии являются:

- четкость и конкретность постановки цели проекта;

- определение планируемых результатов;

- констатация исходных данных [Корнетов, 2009, с. 277].

«Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности» [Полат, 2000, с. 121].

В специальной литературе можно найти множество подходов к классификации проектов. Рассмотрим наиболее популярные из них. Так, Е.С. Полат для типологии проектов предлагает следующие типологические свойства:

1.  Преобладающая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2.  Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный (в рамках двух и более областей знаний) проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4.  Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5.  Количество участников проекта (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

6.  Продолжительность проекта (личностные – индивидуальные, парные, групповые) [Полат, 2000, с. 38]. 

По А. С. Сиденко проекты делятся:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2. По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

3. По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

4.По профилю знаний (монопроекты – по одному учебному предмету; межпредметные – по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук). Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.

5. По характеру координации (с открытой, или явной, координацией).

6. По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные   или региональные: проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

7. По количеству участников (личностные – индивидуальные, парные, групповые).

8. По продолжительности (минипроекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные – на 1-2 месяца; долгосрочные – до 1 года).

9. По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я») [Сиденко, 2012, с. 60].

 По америк. профессору   Э.У. Коллингсу:

1. «Проекты игр» – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, например, различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.

2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообраз­ное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название «Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний».

3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4. «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра [Мазур, 2001, с. 124]. 

Вышеуказанные ученые считают, что сегодня активно развиваются три основных вида проектирования, которые различаются по объекту преобразования, целевой направленности и результата:

- социально-педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

- психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса;

- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

Использование проектной технологии в школе обуславливается социально-экономическими требованиями общества к образованию. На образование возлагается функция, способствующая развитию самостоятельности и ответственности личности, нацеленная на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию. Проектная технология использовалась педагогами еще в XX веке. Так, большой вклад в развитие метода проектов внёс русский педагог С.Т. Шацкий, считавший, что метод проектов способствует индивидуальному темпу и способу работы каждого ученика в отдельности.

В специальной литературе существуют различные определения, но все они сводятся к утверждению, что проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Основное требование проектной технологии заключается в том, что конечным результатом выполненных проектов должен быть какой-либо «продукт», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Технология проектной деятельности может использоваться практически при изучении любой темы. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности; как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Формируются творческие способности и активность детей. Проектная технология способствует развитию социально - коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.

В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.