Современное развитие нашего общества требует улучшения качества общей подготовки выпускников. Недостаточно рассматривать лишь усвоение школьниками знаний и приобретение ими практических навыков.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию.
Глава 10. Статья 75. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [1]
Важное и всевозрастающее значение в системе воспитания принадлежит в дополнительном образовании детей, которое является важнейшим средством всестороннего развития, предпрофильной подготовки учащихся и профориентационной работы.
В нашей школе работают следующие кружки:
Кружок «Симэх». Руководитель: Сергучева Александра Ивановна
Направление: национальное, лоскутное шитье, вышивка, изготовление национальных костюмов.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с искусством, обычаями, традициями своего народа, которые прививаются учащимся во время занятий в кружке «Симэх». Кроме изготовления национальных изделий, учащиеся шьют национальные традиционные костюмы для театра моды, который успешно участвует во всех проводимых мероприятиях.
Кружок ИЗО «Семицветик». Руководитель: Кривошапкина Надежда Семеновна.
Направление: живопись, композиция, рисунок, ДПИ.
Предпосылкой для создания условий, способствующих формированию навыков изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха, с одной стороны, является развитие двигательно-мышечной координации и аналитической способности, с другой – их умение читать чужой рисунок, так как это дает возможность постичь его художественную функцию.
Воспитанники Надежды Семеновны занимаются не только изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством, но и изготовлением авангардных костюмов.
Студия «Уран».Руководитель: Алексеева Юлия Васильевна
Направление:береста, бисероплетение, изделия из кожи.
Раскрытие особых культурных ценностей изделий из бересты якутских мастеров у школьников формирует эстетический вкус, чувство национальной гордости, патриотизма, раскрывает трудовые навыки и умения. Изучая изделия народных мастеров, дети внутренне восхищаются и проникают в историю своего народа. У ребят появляется желание самим сделать изделия, похожие на те, которые им понравились. Во время летних каникул Кеша Сергучев, из Сунтарского улуса с родителями заготавливает бересту для работы кружка. Мальчики во время национального праздника «Ысыах» принимают заказы на изготовление национальных украшений из бересты, стоимость одного комплекта составляет от 2 до 3 тысяч рублей, что является немалым вкладом в семейный бюджет.
Кружок «Шашки». Руководитель: Ноев Иннокентий Сергеевич, учитель ОПТ.
Иннокентий Сергеевич на протяжении многих лет работает по авторской программе «Обувное дело». Это изготовление, ремонт меховой, кожаной обуви, подшив унтов. Его воспитанники успешно трудятся в разных регионах нашей республики. Так же, Иннокентий Сергеевич проводит кружок «шашки». Занятия в кружке развивают мыслительные способности, логику.
Конечными результатами работы кружков является организация выставок, участие в городских, Республиканских, Международных выставках декоративно-прикладного творчества, фестивалях. Успешное участие и обмен опытом, общение со своими сверстниками из других общеобразовательных школ республики, города, удовлетворение результатами своего труда дает стимул в дальнейшей работе и ребята с новой силой, с новыми идеями продолжают работу.
Работы кружков являются подспорьем для самоопределения и осознанного выбора будущих профессий наших учащихся.
Наша школа уже 6 год работает в тесном сотрудничестве с Намским педагогический колледжем технологии и дизайна имени И.Е. Винокурова, с которым составлен договор о совместной деятельности. Кроме оказания научно-методической помощи в повышении квалификации учителей и составлении учебно-методических пособий, есть пункт: «Выделить целевые места для выпускников «школа-интернат», предоставить льготы при поступлении - прием на основании портфолио, без вступительных творческих испытаний».
В рамках договора с Намским педагогическим колледжем мы проводили круглые столы, обмены опытом, так же наши воспитанники являются постоянными участниками, дипломантами Республиканских фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций, проводимых колледжем. Наши учащиеся посетили учебные занятия и выставку работ студентов, выступили с концертом, организовали выставку работ учащихся.
Проводился семинар «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха», где нашими учителями проводились открытые уроки, мероприятия для студентов колледжа.
В рамках договора о совместной деятельности, наш воспитанник Витя Стручков является студентом и успешно продолжает учебу в данном колледже.
Учитываяжелания и возможности наших воспитанников, с прошлого года мы начали работу с Якутским колледжем технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии. Студенткой этого колледжа является наша выпускница Юлия Бандерова, которая поступила в Намский педагогический колледж технологии и дизайна, затем по семейным обстоятельствам перевелась в данное учебное заведение. С учащимися были проведены следующие работы: встреча с администрацией колледжа, экскурсии, посещение занятий студентов, посещение выставки студентов. Составляется план совместной деятельности и разрабатывается проект договора о совместной деятельности колледжа и школы.
В рамках профориентационной работы мы стараемся участвовать в мероприятиях, проводимых и в высших учебных заведениях. Наши воспитанники Кеша Сергучев и Виктор Кириллин принимали участие в Y научно-практической конференции в пединституте (кафедра технологии) Северо-Восточного федерального университета «Научно-концептуальные основы развития технологического образования молодежи» по теме «Изготовление сценического костюма «Берестяночка». Мальчики выступили с докладом наравне с учащимися других общеобразовательных школ республики и стали дипломантами 2 степени. Отрадно отметить что, их речь была внятной, четкой и мальчики не нуждались в сурдопереводе.
Так же в рамках этой конференции проводилась выставка работ учащихся школ республики, где работы наших воспитанников вызвали восхищение, интерес и занимали призовые места.
Это большой процесс отражает огромную многолетнюю работу администрации школы, учителей технологии, учителей-слуховиков, учителей-предметников, воспитателей и всех работников школы.
В дальнейшем необходимо продолжить творческое сотрудничество всех участников этого сложного и многогранного процесса.