Полный текст статьи
Печать

В истории и культуре любого народа узоры имеют мистическое значение, служат владельцу оберегами и даже своего рода "паспортами". Так, в Древней Руси, внимательно вглядываясь в вышитый ворот рубахи, определяли, к какому роду-племени принадлежит ее обладатель. В старину, лишь мельком взглянув на одежду и украшения женщины, можно было довольно точно узнать ее возраст, материальное и матримониальное положение и даже количество детей, а также коров, лошадей и оленей.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Эвенкийский национальный костюм, приспособленный к подвижной и беспокойной жизни охотника и оленевода – кочевника, был создан ещё в каменном веке.

В это же время появились первые простейшие геометрические мотивы эвенкийского орнамента. Любой узор — это прежде всего сочетание цветов. Радующая глаз пестрота ярких красок в бисерной вышивке — отличительная черта гардероба представителей малочисленных народов Севера [1].

К эвенкийским мотивам относятся: зигзаг, шевроны, пунктир, парные и тройные зубчики, косые линии, расположенные под углом. Украшая различные предметы орнаментом, эвенки старались прежде всего подчеркнуть форму и конструктивные особенности вещей. С этой целью они широко применяли бордюр, окаймляя им края одежды, головные уборы, обувь, меховые коврики, берестяные изделия, мелкие предметы из кости, луки седел и т.д. Таким образом, основным декоративным элементом эвенков был бордюр [2].

Основной современный эвенкийский орнамент характеризуется следующими признаками: применением краски для нанесения узоров на кожу; применением берестяного трафарета для этой техники; оконтуривания узоров на коже жгутиком оленьего волоса; техникой четырехгранно-выемчатой резьбы по дереву и кости, прерывистой зубчатой профилировкой краев мелких предметов, сделанных из кости, и такой же профилировкой слоёв бересты на берестяных сосудах; дугообразными и крестообразными мотивами; символами симметрии бордюров и розеток. Кроме этого эвенки владеют техническими приёмами художественного оформления материала: продевание узкого ремешка кожей, переплетение ремешков, пришивание маленьких кожаных ромбиков к коже, меху или ткани, продевание сухожильных ниток в кожаные петли, а также применяют простейшие геометрические мотивы: косая сетка, зигзаг, треугольники, простые и концентрические кружки, полукружки, прямые полосы и линии, шевроны, входящие друг друга треугольники, ромбы и квадраты, шипы, точки, косые линии, тройные поперечные линии, узоры в виде следа птичьей ноги, кресты с развилками на концах [3].

Узоры эвенков отличаются и красками. Чаще применяются особенно оранжевые и желтые тона, крайне редко встречающиеся в якутских узорах, и сочетания желтого и оранжевого с фиолетовым, голубым и зеленым, не встречающиеся вообще. Яркие краски этих узоров позаимствованы у северного сияния. Черно-белый узор символизирует жизнь — смена дня и ночи, зимы и лета, горя и радости. Зеленый — цвет роста, плодородия, природы. Естественно, он чаще встречается в женской одежде и украшениях. Синий — цвет снега и воздуха, "мужской" цвет. Коричневый — цвет матушки-земли [2]. 

Своеобразными в эвенкийском вышитом бисером орнаменте мотивами является дуги, принимающие различные формы. В одних случаях они очень низкие и вытянутые, в других - высокие и короткие. В бордюрах дуги бывают открыты то кверху, то книзу. Наносится такой орнамент краской на коту, вышивается оленьим волосом, выкладывается из цветного бисера. Самым почитаемым орнаментом эвенков является узор «Оленьи рога», который выкладывают из кусочков оленьего волоса.

Распространенными орнаментами в лоскутном шитье из меха являются «ромбики», «шахматы», «ураса». Большой интерес представляют диагонально пересеченные квадраты и прямоугольники различного внутреннего рисунка и крестообразные розетки, изображаемые отдельно или образующие бордюр, а к числу редких принадлежат розетки в виде звезд. Также эвенки украшали узорами предметы, сделанные из бересты - дорожные сумочки, круглые коробки, небольшие туески, табакерки. Орнамент на этих вещах был крашеный, накладной и тисненый. Орнаментальные мотивы на них были очень разнообразными и носили строго геометрический характер. Такое разнообразие орнаментов вызвано влиянием декоративного искусства других народов: якутов, долган, эвенов, бурятов, нанайцев в результате культурных взаимоотношений и смешанных браков. Но наряду с локальным орнаментом эвенков сохранились и некоторые общие для всех групп мотивы: полосы, круги, концентрические кружки с точкой в центре [3].

Наши предки, живя в тяжелых условиях, смогли сотворить самобытную культуру. Изумляет оригинальный, неповторимый орнаментальный стиль украшений. Сейчас важно сохранить нить преемственности лучших традиций, перенять богатейший опыт орнаментации изделия.