Полный текст статьи
Печать

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. В соответствии с ФГОС во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество [3, c.31].

Бисер - это очень интересный материал для рукоделия, поскольку в нём кроется множество идей для творчества. У детей, с удовольствием выполняющих задания, формируются творческие навыки и креативное мышление. Но занятия бисером - это тонкая, кропотливая работа, которая требует терпения и аккуратности. При освоении этого вида декоративно-прикладного искусства, школьники воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, тонкое восприятие красоты, развивают фантазию и чувство ритма. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей [1, c.115].

Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное. Формирование у подрастающего поколения мировоззренческой ориентации эстетических знаний и практических умений творить по законам красоты, гуманистического отношения к окружающему природному и «рукотворному» миру, совершенствовать его технологически, эстетически является педагогической задачей современного общества [2, c.46].

Овладение художественно-творческими умениями и навыками способствует формированию у учащихся художественной культуры, как составляющей части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помогает им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства [2, c.44]. Формирование художественно-творческих умений и навыков у учащихся является результатом деятельности педагога. В процессе их формирования возрождаются утраченные духовные ценности. Эффективность формирования и развития художественно-творческих умений, навыков во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность учащихся. Одним из главных педагогических требований к ученической деятельности является учет возрастных особенностей школьников [1, c.116].

Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.   Условные графические изображения на схематической основе являются более абстрактными (отдалёнными от изображаемого объекта), чем проекционные. Но они выявляют более существенные связи и отношения элементов конкретного к его пространственной структуре.

Разработанная система знаковых моделей помогает школьникам наглядно представлять и понимать пространственные схемы, характерные для декоративно-прикладного искусства. Причём дидактическая эффективность знаковых моделей повысится, если они будут использованы для демонстрации динамических изображений. Для этой цели целесообразно применять транспаранты (фазограммы) с соответствующими изображениями. Они дают возможность демонстрировать учащимся движение нити, динамику выполнения: рисунка тиснения. Во время учёбы у школьников зародились интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить их все на уроке совершенно невозможно. Для этого мы организовали занятия с отдельными учениками по их интересам в кружках.

Кружок по бисероплетению учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. В 7 классе на изучение раздела программы «Художественная обработка материалов» отводится 20 часов. Так как на изучение данного раздела в школьной программе отводится мало времени, целесообразно его изучение на внеклассных занятиях по бисероплетению.

Занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию.  У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве.