Полный текст статьи
Печать

Проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа всегда остается актуальной.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, имеющая большой потенциал для развития творческого мышления учащихся, но в то же время, как раздел школьного курса по технологии она не изучается. Поэтому необходимо включить ее изучение на кружковых занятиях. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. [2, с.10]

Аппликация относится к декоративно – прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов, быта, для создания декоративных панно. [2,с 16]

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.[1,с.26]

Тематика аппликации делится на виды: предметная, сюжетная, декоративная. [4, с.44]

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и вышивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом. При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

-вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом;

-выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия. Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

-передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску;

-расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов; создать двуплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления [1, с. 30]

Классификация аппликации:

По форме: объемная, плоская.

По цвету: одноцветная, многоцветная, черно-белая [1, с.33]

Материалы, применяемые для создания аппликации:

Бумага, клей карандаш, ножницы, набор ниток, ткань (хлопок, шелк, бархат, хлопчатобумажный и т.д.), кожа, мех, войлок, бисер.

Подбирая ткань для того или иного элемента аппликации, необходимо учитывать закономерности цветовых сочетаний:

1)Цвета тёплой группы и светлые ахроматические тона зрительно выступают, а цвета холодной группы и тёмные ахроматические тона - отступают (например, красный кажется ближе синего, а белый - ближе чёрного).

2)Тёмный цвет рядом со светлым представляется темнее, а светлый около тёмного - светлее. Таким образом, можно акцентировать или приглушать цвета в композиции.

3)Чтобы избежать резких перепадов тонов и подчеркнуть яркость лоскутков с рисунком, в изделии необходимо чередовать элементы из тканей с цветным рисунком и однотонных.

4)Выбирать ткани для изделия нужно при одинаковом освещении и желательно притом, при котором изделием чаще будут пользоваться.

5)Интенсивные по цвету, элементы рисунка следует пригасить, выбрав при этом ткань более спокойную по расцветке, либо уравновесить, повторив данный цвет на поле пейзажа. [3,с. 65]

Таким образом, аппликация – это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.