Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы, витражи в виде узоров, различных композиций или картин. Известно, что любое помещение требует своего цветового наполнения. Обычно эту функцию несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Витраж - элемент декора, который способен внести один из наиболее ярких и решающих акцентов в цветовой ансамбль. В нем можно сконцентрировать практически неограниченное количество цветов и оттенков, необходимых для того, чтобы разнообразить самый тусклый интерьер. Витраж интересен разнообразием своих техник выполнения и приемами работы.
Проанализировав литературу, мы узнали много интересного о современном витраже и его видах, и задумались, почему современная молодежь так мало интересуется видами декоративного искусства и вообще мало увлекается творчеством, больше времени проводит у телевизора или за компьютерными играми и брожением по сетям Интернета. Ведь только занимаясь творчеством можно развить воображение. В своем исследовании мы предположили, что художественная роспись по стеклу является выразительным акцентом в украшении интерьера. Роспись по стеклу является на современном этапе востребованным видом декоративно-прикладного искусства среди людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Большую помощь в нашем исследовании оказали такие литературные источники, как книга Седман Эммы «Роспись по стеклу», статья Марии ди Спирито «Витражное искусство», опубликованная издательством «Альбом» в 2008 году и работа Гикли Линетт «Техника росписи по стеклу», (2007 г.), где рассказывается о базовых технологиях изготовления художественных витражей и типах витражного стекла. Так как нам интересно было узнать, нравится ли учащимся Саха- политехнического лицея рисовать или мастерить своими руками, мы провели анкетирование школьников 5-8 классов.
Результаты анкеты нас немного удивили. Оказалось, что учащиеся среднего звена любят заниматься художественной деятельностью, делают подарки своими руками, рисунками и панно украшают свою комнату. А некоторые ребята творчеством занимаются мало, одни - ссылаясь на нехватку времени, другие - на то, что не умеют. Из результатов анкеты видно, что 88% учащихся считают, что декоративно – прикладное искусство привносит красоту в жизнь.
На вопрос, нравятся ли вам витражи, положительно ответили 83% опрошенных учеников. У 55% опрошенных учеников дома имеются поделки ручной работы, сделанные лично или знакомыми людьми.
На вопрос, хотели бы Вы научиться художественной росписи по стеклу, положительно ответили 66% учеников.
Мне было приятно узнать, что некоторые ребята любят заниматься творчеством. Я думаю, что, чем больше нас будут окружать интересные поделки, панно, рисунки, сделанные детьми, тем больше можно заинтересовать творчеством подростков, так как наглядно можно увидеть красивые изделия, что-то интересное можно сделать самому, своими руками. Мы провели эксперимент по обучению детей рисованию и технике витраж в национальном стиле. Занимаясь в кружке «Сияние», учащиеся познакомились с якутскими орнаментами, их истории и значении. У учащихся формируются умения и навыки кистевого письма. Они приобретают технологические знания и практические умения по росписи по стеклу витражными красками. Кружковые занятия по составленной программе предоставляют учащимся возможность получить профессиональные знания в области художественного искусства, воспитать духовно нравственные качества, все это дает уверенность в настоящей и будущей жизни.