Полный текст статьи
Печать

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, учителям предъявляется новая социальная задача на качественно иную личность. Перед современной школой стоит задача поиска новых подходов к формированию общекультурных компетенций обучающихся, которая играет важную роль для подрастающего поколения.

  А.В.Хуторской считает: « Общекультурная компетенция – это познание  и  опыт  деятельности  в  области  национальной  и  общечеловеческой  культуры;  духовно-нравственные  основы  жизни  человека  и  человечества,  отдельных  народов;  культурологические  основы  семейных,  социальных,  общественных  явлений  и  традиций.» [1]

Сегодня шитье способствует развитию творческих способностей глубокому пониманию красоты мира, это важный, постепенный поворот к приобщению детей к национальной культуре.  В ходе нашего исследования мы разработали программу кружка «Уран», направленную на формирование общекультурных компетенций. В ходе практической деятельности, реализации программы кружка планируется изготовить сумку из сукна в национальном стиле.  Общекультурные компетенции формируются в процессе обучения технологий изготовления сумки. Мы считаем, что если научить учащихсяразрабатывать эскизы и образцы изделий, знакомить с культурой своего народа, края, изучать значения орнаментов, анализировать работы мастеров, то формирование общекультурных компетенций будет наиболее эффективным.

Основная цель программы кружка заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, её исторического прошлого. Важно прививать чувство гордости за свою страну, воспитывать в детях уважение к истории, культуре и национальным традициям родного края. Основными методами организации процесса обучения: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, работа с инструкционными картами.  Программа рассчитана на 72 часа, для 5-х классов, занятия организуются два раза в неделю по одному часу в ее содержании входят темы: цветоведение, изучение орнаментов, подготовка выкройки, бисерная вышивка, выполнения эскиза, влажно – тепловая обработка и т.д. Программа позволяет учащимся не только получить первые навыки мастерства, но и представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде что, несомненно, даст им возможность почувствовать себя приобщёнными к историческому наследию своего народа, чувство гордости, уважения, патриотизма к своему Отечеству. Например, на занятии «Значение орнаментов» учащиеся учатся различать узоры и узнают значения орнаментов. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» (прямая линия), «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).[2]На занятии «Цветоведение» учащиеся узнают какими цветами пользуются в традиционном шитье. Белый цвет- чистый, независимый, божественный; в понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, олицетворяют «землю-душу» (буор кут) человека. В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом и т.д.

Таким образом, обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить её с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Сегодня знание корней своего народа имеет огромную роль. Они в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Изготовление сумки в национальном стиле на внеклассных занятиях, связана с художественной культурой народа, с его прошлым, всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиций своего народа Саха.