Полный текст статьи
Печать

Техническое знание – это часть человеческого знания, которая служит для проектирования, конструирования, развития и функционирования искусственно созданных средств целесообразной деятельности людей.

Итак, нам требуется провести методический анализ процесса формирования технических знаний на уроках "Технология".

Следуя из-за этого, нам нужно  решить задачи:

  - проанализировать педагогический опыт формирования знаний в общеобразовательной школе.

  - изучить педагогическую, методическую, специальную литературу и периодическую печать по исследуемому вопросу

Общетехническая подготовка является важнейшим компонентом политехнического образования. В общеобразовательной школе основой политехнического образования служит образовательная программа "Технология". Формирование технических знаний очень сложный процесс, который требует взаимной работы учителя и учеников. Он требует большого профессионализма от учителя и интереса к знаниям ученика. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, эффективно использует методы и формы сообщения новых знаний, изучает и анализирует новые технологии формирования технических знаний, тем больший интерес будут проявлять ученики к данному предмету.

На смену авторитарным, объяснительно-иллюстративным методам обучения и механического усвоения факто логических знаний приходит овладение умением самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными технологиями информационного взаимодействия с модулями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных средах.[1]

Образовательная область «Технология» представляет собой систему технических знаний о целенаправленном преобразовании материалов, энергии и информации. Указанная система технических знаний непосредственно обслуживает предметно - практическую деятельность людей. Описание предметно - практической деятельности людей может быть различным. Поэтому технические знания, соответственно, могут быть различной формы, раскрывающий тот или иной аспект предметной практики или дающей описание практики на определенном уровне.

Разные формы технических знаний требуют и разного подхода к их изучению, соответствующих методов и средств обучения. Все технические знания можно разделить на два вида: донаучные и научные технические знания. Донаучные технические знания представляют собой эмпирическое описание предметной практики, средств трудовой деятельности, и способов применения этих средств. Другими словами, донаучные технические знания - это эмпирическое описание технического опыта людей.

Научные технические знания, в отличие от донаучных, являются синтезом технического опыта с естественно - научными знаниями. Технические науки возникли и приобрели самостоятельное существование и развитие на стыке науки и практики. Научные технические знания описывают естественный процесс, происходящий в техническом объекте, строение и функцию этого объекта, а также взаимосвязь между ними в рамках предметно - практической деятельности.[2]

Суть вопроса о формировании технического знания, заключается в поисках связей внешних и внутренних механизмов формирования объекта практического действия. Ответ на этот вопрос звучит просто и состоит в том, что, с точки зрения собственно эпистемологической, необходимо вводить особые модели развития знания, что предполагает исследование таких схем развития, которые не ограничивались бы указанием на "социально-психологические" или даже социологические мотивы и механизмы  влияния на знание, а, например, используя термин "социокультурные механизмы развития", на наш взгляд, более точно отражающий характер проблемы, могли бы заново поднять тему образования знания и его функционирования в контексте отношений между сферами производства и потребления. Это, в свою очередь, переводится в плоскость такой структуры технического знания, которая будет адекватно соответствовать историческому развитию техники как объекта.

Формирование технического знания - особая социокультурная задача, по своему смыслу напоминающая задачи становления научного знания в XVII -XVIII века. Особенность этой задачи в российских условиях связана с развитием разнообразных форм и типов общественного самосознания, поэтому образование и функционирование мышления как в его предметных формах (научного, гуманитарного и технического знания ), так и в универсализированном виде "чистого мышления" влечет за собой принципиальные изменения в отношении к природе, культуре, истории.[3]