Организация досуга детей во внеурочное время в малокомплетных школах имеет свою особую специфику, связанную с малочисленностью учащихся или с малой наполняемостью классов. Школы подобного типа составляют 63% из числа всех сельских школ республики. Из года в год актуализируется их проблема, как селообразующего, производственного, демографического, социально-экономического и национально-культурного фактора [1, с. 4-6]. Как известно, эти школы расположены в населенных пунктах, которые в основном удалены от центра и благ цивилизации, озабочены множеством житейских проблем, связанных с перебоями электроэнергии, теплоснабжения, со сложной транспортной схемой, трудными условиями быта и труда. Все это требует дополнительных усилий и затрат и негативно отражается на качество жизнедеятельности сельских жителей. Но безусловно то, что жизнь не стоит на месте, люди духовно не изолированы от происходящего в окружающем мире, т.е. об отсталости и убогости их интеллекта не может быть и речи.
Долгие годы, лишенные права выбора, мы, наконец, получили возможность разнообразить свой гардероб предложениями многочисленных «бутиков», магазинчиков и рынков. Мода со страниц зарубежных журналов и каталогов шагнула на улицы российских городов. Выразить себя в одежде пытается и стар, и млад. Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама, и средства массовой информации.
Однако, человек сведущий понимает, что одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной топ - или фотомодели. Задача, поставленная самой жизнью, гораздо серьезнее и глубже. Веление времени - познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом.
Программа дополнительного образования детей «Театр мод» в полной мере способствует этому. К числу наиболее актуальных проблем относятся:
- · создание условий для развития творческого потенциала ребенка;
- · развитие интереса и мотивации детей к знаниям и творчеству;
- · Обеспечение положительных эмоций ребенка от результата деятельности;
Культурное и профессиональное самоопределение, творческое развитие личности ребенка и его интеграция в систему самобытно-национальной, отечественной и мировой моды.
Театр мод - это симбиоз театра и моды, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, нестандартным восприятием, осмыслением тенденций в одежде; когда костюм не просто предоставляется, как на вешалке, а обыгрывается. Наряды такие, что в здравом уме не наденешь, но впечатляет. Элементы создаваемых образов можно, конечно, использовать в повседневной одежде…
Программа театра мод носит как практико-ориентированный, так и культурно-национальный характер, направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство применительно к истории и самобытности своего края. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов; приобщает детей к этническому самосознанию, развивает их творческие способности, расширяя кругозор в области дизайна современной одежды.
Концептуальная идея данной программы заключается в овладении учащимися новыми инфокоммуникационными и интерактивными технологиями в процессе создания своих костюмов. Программа объединяет в одно целое такие понятия, как образование, мода, искусство, творчество; помогает учащимся воссоздать целостность картины изделий, сформировать образное видение красоты родного края в национальном колорите, отраженном в костюмах и коллекциях. Идет процесс приобщения детей к самобытной этнической культуре родного народа, что способствует к пониманию ее сохранения и возрождения, как уникальное достояние мировой цивилизации.
В Салбанской сельской малокомплектной школе при поддержке администрации мною была продолжена авторская программа по работе кружка «Театр мод». Работая до этого в других школах с 2009 года, я имела достаточный опыт работы успешного ведения такой кружковой работы. Созданный мною творческий коллектив учащихся развивался из года в год, принимая участие и занимая достойные призовые места во многих конкурсах республиканского уровня. Апробирована система обучающего досуга: формирование высокого мастерства детей в демонстрации показа одежды, воспитание коллективного труда, стимулирование их познавательной активности, развитие творческих способностей, привитие чувства дружественных отношений. Приобщения к миру Прекрасного, развиваем устойчивый интерес детей к якутской национальной культуре и культуре других народов, что связано с профессиональной ориентацией в области вокального и хореографического Искусства. В личностном развитии учащиеся приобретают общий интеллектуальный кругозор, развивают природные задатки, творческий потенциал, фантазию, индивидуальность, самостоятельное мышление, творческую инициативу; хорошую осанку и умение держаться на публике, создать театрализованные представления моделей одежды; художественный вкус и социальную адаптацию в социуме. Все это способствует жизненному и профессиональному самоопределению учащихся.
Залог успеха заключается в том, что, набирая творческий коллектив в начальных классах, я стараюсь довести весь состав кружка до окончания школы. На моих глазах растут мои воспитанники, становятся мастерицами, хорошими хозяйками, коммуникабельными и культурными людьми. Со многими я поддерживаю связь в их жизнедеятельности в этом направлении и испытываю чувство радости от результатов своего труда. Сотрудничая сообща, мы обретаем все больше единомышленников, коллег, друзей по всей нашей республике, учимся друг у друга и растем творчески, профессионально. Из года в год в нашей республике проводятся традиционные конкурсы, фестивали такие, как «Бриллиантовые нотки», «Полярная звезда», «Ай-тик», «Фейерверк талантов», «Снежные узоры Якутии», «Солнечный олень» (этническая мода), «Радуга Севера», где есть возможность нашим детям показать свои таланты и возможности, занимать достойные призовые места.
У театра сложилась традиция в конце учебного года показывать отчетный концерт населению, с показом новых коллекций. Ежегодно обновляется коллекция одежды, шьются новые костюмы, авторами которых являются руководитель театра, учащиеся и их родители. Например, в наличии театра имеются такие коллекции, как: «Подснежники», «Ритмы Севера», «Хаарчаана», «Девочки бывают разные», «Сир симэ5э», «Алаас сибэккилэрэ», «Джинсовый рай», «Авангард», «Сардаана», «Вечерние платья». Принцип деятельности театра: доступность для всех желающих и 100% сохранение коллектива кружка. Есть в нашем коллективе и мальчики. В них я стараюсь развить эстетический вкус, благородство, галантность. А в физическом плане пластику, координацию, умение держаться на сцене, артистичность. Следует отметить заинтересованность не только детей, но и родителей, которые принимают активное посильное участие в подготовке детей к конкурсам и концертам. Так, в 2015 году мы провели очень значимое в культурной жизни наслега мероприятие-отчетный концерт для населения и собрали средства на приобретение материала для костюмов. 2016 год объявлен годом дополнительного образования, поэтому мы планируем активно работать в этом плане. Появилась возможность принять участие и на международных фестивалях, которые проводятся в нашей республике. У театра мод есть свои интересные коллекции, которые соответствуют для такого уровня. Хочется поблагодарить администрацию школу в лице директора Винокуровой Н.Б., которая с должным пониманием относится к нашему кружку и всячески поддерживает наши начинания, видя в этом прежде всего визитную карточку школы. В целом, для самой школы — это активная, увлекательная форма культурно-воспитательной работы, где отражается коллективный труд учителей, родителей и самих учащихся. В частности, я очень довольна работой в этом направлении, которая позволяет мне раскрыться в качестве художника-прикладника, дизайнера-модельера, постановщика хореографии, визажиста, парикмахера и увлекать детей своим мастерством, с удовольствием передавая им свои знания и умения.
Таким образом, в процессе целенаправленной и систематической работы кружка «Театр мод» осуществляется проектно-исследовательская деятельность, как эффективная педагогическая технология, где дети учатся открывать что-то новое, созидать какой-то свой творческий продукт и формируются как личность. Иными словами, в данном случае реализуется принцип связи обучения с жизнью, т.е. социализация нового члена общества является сегодня основной целью школьного образования [2, с. 26-27].