В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Уроки могут приносить радость и удовлетворение от хорошо проделанной работы, а могут расстраивать и уничтожать в нас ощущение профессиональной компетентности. Иногда урок зависит от настроя детей: от их желания постигать материал, настроя на учителя, от погоды, наконец. Иногда успех или неуспех зависит от случайности, от проводимой в школе проверки, от ожидаемых праздников - да мало ли от чего может зависеть радость нашего общения с детьми. Но все же урок творим мы, учителя, творим своей энергетикой, аурой и огромным желанием создать нечто продуктивное и оригинальное.
Какой урок может быть назван продуктивным? Тот, который оставил след в уме, сердце и тетради ребенка. Парадоксально, не правда ли? Но так оно и есть: если на уроке работали увлеченно и радостно, но в тетради пусто, то вряд ли в следующий раз дети смогут воспроизвести материал должным образом. Если же урок не запал в душу, то к нему не захочется вернуться, а значит, знания просто пропали. Как же соблюсти эту тонкую меру между разумом и чувством? Как сделать урок интересным и полезным? А что если рассмотреть урок с точки зрения креативности? Что это за понятие и как его применить на практике?
Творческий и Креативный – чем отличаются эти понятия?
Понятие «креативность» выделилось в отдельную категорию только к началу 50-х годов 20 века, благодаря Джою Гилфорду - профессору, знаменитому американскому психологу. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, концентрации внимания, творчества и темперамента. С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к инновациям и творчеству, проявляясь в различных сферах его активности.
Креативный - это не просто творческий (созидательный), создающий что-то новое, а создающий с определенной целью. Например, можно написать сборник стихов для души, по внутреннему приливу вдохновения, а можно написать сборник стихов, чтобы заработать на своем творчестве денег, или написать сборник стихов на заказ. В этом случае необходимо писать стихи с точки зрения — будут ли они востребованы или с точки зрения — какую задачу перед вами поставил заказчик. Вдохновение и все стадии творчества необходимо пройти и в этом случае, но вы должны уметь вызвать вдохновение в нужный момент и в определенное время. Научиться правильно писать свои планы и ставить цели. Вам необходимо научиться создавать свои собственные инструменты для новаторских идей, вещей или проектов.
«Создавайте свои собственные инструменты. Это позволит вам делать уникальные вещи. Инструменты, которые есть только у вас, пусть даже самые простые, многократно увеличивают ваши возможности. Запомните, с их помощью вы можете разработать совершенно новые методы исследования» - эти сова принадлежат Канадскому креативщику Брюсу Мау, владелецу успешного дизайнерского агентства MauDesignInc., известному во всем мире оформлением скандальных и талантливых рекламных кампаний и выставок. Он заставил людей вновь оценить старые вещи и не зацикливаться на новых технологиях, за которыми мозг креативного человека не способен угнаться. По мнению Брюса Мау, если человек хочет развивать свою креативность, ему нужно научиться смотреть на каждый предмет под разными углами. Как говорит сам Мау: в каждом предмете есть «множество нераскрытых метафор». Дизайнер призывал не бояться экспериментировать, а главное проигрывать, а также – полюбить свои неудачи. Ведь «неправильный ответ в одном месте – правильный во втором». Брюс призывал наслаждаться не результатом, а процессом. Если человек остановится на достигнутом результате, он автоматически поставит крест на своём креативе иразвитии.[1]
«Творчество» и «Креативность» – не синонимы. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, убеждениях, традициях, которым следует автор. Главной же составляющей креатива является прагматизм, то есть изначальное знание – зачем, для чего нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и что именно нужно создавать. Люди творческие (художники, композиторы, поэты, писатели) творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Креативность – это ещё и способность к инновациям (внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком). Если креативность понятие новое, что же наши предки использовали для подобного рода мышления? Или не было креативных людей?
В детских сказках, которые нам читали родители и бабушки, сами того не зная мы постоянно слышали о креативности, потому что это есть русское слово СМЕКАЛКА — способность достигать цели, решать задачи, находить выход, из кажущейся безвыходной ситуации, используя при этом обычные предметы и обстоятельства необычным образом. Креативность – смекалка очень тесно переплетаются с образным мышлением и воображением. Сегодня ребенку нужен «мозг-дизайнер», способность находить оригинальные решения и генерировать идеи, уметь учиться и трудиться играючи, с вдохновением, уметь создавать команды для реализации своих идей, быстро находить и решать проблемы, ставить себе цели с учетом чувств и желаний, избегать шаблонных форм мышления. Все чаще в школах встречаются ситуации, когда ученики по какой-то теме владеют новым материалом гораздо лучше учителя. В этом случае алгоритм «От Учителя — к Ученику» моментально рушится, иногда с неприятными последствиями для учителя. Креативное образование помогает педагогу найти взаимопонимание со всеми детьми класса, повысить успеваемость, творческий и вдохновенный настрой детей на обучение, и самому стать универсальным педагогом, которого сложно заменить на компьютер или другого стандартно мыслящего и обучающего учителя.
Система образования в мире кардинально устарела: она руководствовалась принципом стандартизации и служила интересам индустриализации. Не зря школы устроены по принципу заводов — там тоже есть звонки. Все школьные программы написаны, чтобы выращивать исполнителей стандартных работников, а не созидателей и креативно мыслящих людей.
На сегодняшний день в нашей стране разработана и применяется программа нового формата ФГОС. Много трудностей встречается на пути реализации этой программы. Но уже можно увидеть положительный результат. Современное ускоренное развитие новых технологий, сети Интернет, доступ к электронным библиотекам, архивам дает детям возможность изучать материал самостоятельно, не прибегая к помощи учителя.
Зачем педагогу Креативное образование? Андрей Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, дал ей определение: «...обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели».
Великий учитель – это великий художник! ~ Джон Стейнбек
«Цель креативной педагогики состоит в том, чтобы преобразовать ЛЮБОЙ предмет (класс, курс, программу, школу) в творческий учебный процесс, который воспитывал бы творческих учащихся (учащихся «на всю оставшуюся жизнь», умеющих и любящих самообучаться) — намного более эффективных, чем выпускаемые традиционной школой [2]
Сделать свои уроки креативными не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Цель. Прежде всего, Ваши ученики должны понимать – с какой целью они изучают тот или иной материал.
В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают». И если целью Вашего урока будут общие размытые фразы – это развивает мышление и логику, это требование учебной программы, то Ваша цель вряд ли кого-то заинтересует. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно ученики получат. Необходимо им обрисовать результат. И этот результат должен совпадать с их желаниями или намерениями.
Разница между правильным и почти правильным словом такая же, как между молнией и мерцанием светлячка. ~ Марк Твен
Покажите ученикам неразрывную фантастическую связь Вашего предмета с другими. Материал необходимо изучать целиком, а не кусками и частями.
Предмет технология один из самых креативных, на мой взгляд. На уроках можно в полной мере раскрыть все таланты детей и самое главное, развить и применить их. Для того, чтобы результат всегда был положительным, попробуйте придерживаться следующих правил:
- · Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
- · Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми.
- · Разрешать делать ошибки. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
- · Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
- · Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
- Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.
- Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
- Стимулировать дальнейшее развитие - не останавливаться на достигнутом.
Из всего выше сказанного следует вывод: учите детей с удовольствием, дарите им знания, помогайте найти выход из трудных ситуаций и не забывайте, что вы сами, не должны стоять на месте. Как гласит народная мудрость: век живи - век учись. Я же хочу добавить: не просто учись, а иди в ногу со временем - совершенствуйся и твори…