Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытий и постепенно могут потерять способность к творчеству, да и вообще интерес к учёбе в целом. Стратегией модернизации российского образования в основу обновленного содержания положены ключевые компетенции. В нормативных документах сформулировано, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций». Коллектив нашей гимназии нацелен на формирование социальных компетенций у учащихся, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества для его успешной социализации. Одной из таких компетенций является – креативность. Креативные компетенции - это вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, наличие вдохновения и т.д. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого учителя и развитие творческих способностей его учеников, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное, захватывающее. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты. Особенно важно приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественным ремеслам. Одним из таких ремесел является лоскутное шитье. Занимаясь этим творчеством много лет, я с уверенностью могу сказать, что знакомство ребят с этим ремеслом в яркой и доступной форме закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. Какими принципами я руководствуюсь в своей работе:
1.Культуросообразности:
- через овладение ремеслом, к возвращению к истокам декоративно-прикладного искусства.
2. Креактивности:
- чем шире, образнее и осмысленнее открывает для себя мир ребенок мир творчества, тем естественнее и органичнее происходит овладение ремеслом.
3. Природоспособности:
- занятие не должно быть утомительным, оно должно иметь практический смысл.
- вторичная переработка материалов - один из важнейших путей экологичности, в природе это является выживанием.
Цели таких занятий - развитие ассоциативного мышления, чувства красоты и цветового восприятия. Для более эффективного результата в работе мною была разработана программа «Технология лоскутного шитья». Правильно организованные занятия способствуют профориентации школьников, знакомят их с творчеством художников-специалистов по декоративно-прикладному искусству. Придя в мастерскую, ребенок сразу же ощущает к себе внимание не как к ученику, а, прежде всего, как интересной загадочной личности, которую надо понять, узнать и помочь. Уютный кабинет, многообразие поделок, теплое общение вселяют в них уверенность в правильном выборе. Практические занятия дают ребятам возможность проявить свою творческую фантазию - превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины. При обучении ребят технике лоскутного шитья я учу детей строить логическую цепочку, которая включает в себя следующие этапы работы: замысел - подготовка – исполнение.
Замысел - проявление творческой фантазии, желание воплотить желаемое в дело. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Подготовка - промежуточная форма работы, звено между замыслом и исполнением. Она включает в себя заготовку и подбор материала, подбор и приведение в состояние готовности предметов труда, т.е. подведение к состоянию лучшей готовности самого ученика.
Исполнение - вершина дела, завершение и окончательное выполнение работы. Очень важно, чтобы для детей исполнение обязательно завершилось успехом и радостным переживанием этого.
Труд и эстетика - так можно определить ещё один аспект формирования креативной компетенции у обучающихся. Ребята с удовольствием включаются в работу, выбор изделий не ограничен - это настенные панно, одеяла, подушки, квилты. Свои умения они с удовольствием реализуют в изготовлении подарков для своих близких и друзей. Выставки детских работ привлекают внимание окружающих - никто не остается равнодушным при виде результатов детской фантазии и мастерства. Презентация выполненных работ - очень яркий, эмоциональный этап работы. Уютно выглядит и наш кабинет, так как его украшают работы, выполненные ребятами. Нужно отметить, что и родители активно включаются в работу. Так был создан кукольный коллаж, который состоит из 56 кукол, а эти куклы мы сами. При создании классного проекта «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» руками детей и родителей были изготовлены яркие лоскутные покрывала и панно. Создание этих изделий позволило всем участникам максимально раскрыть свои творческие способности. Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственнейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Каждый раз, привлекая детей к занятиям лоскутным шитьем, я надеюсь на то, что волшебный мир этого искусства поможет им раскрыть в себе новые возможности. Рефлексия детей подтверждает желание ребят заниматься этим творчеством: «Занятия лоскутным шитьем помогают мне создавать очень оригинальные вещи своими руками, развивают такие качества, как аккуратность и усидчивость» «Я и не знала, что я такой творческий человек. Мне очень нравится играть с лоскутами, ведь в результате этой «игры» получаются целые шедевры». «Как приятно дарить подарки, сделанные своими руками, и видеть счастливые глаза близких и друзей».
В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. Как известно, основы творческой инициативы закладываются в детстве. Учащихся следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Конечно, не все могут стать артистами, художниками, музыкантами. Кто-то будет лечить людей, строить дома, заниматься бизнесом. Главное - делать это творчески, то есть вдохновенно, с фантазией, любовью, выдумкой. Именно мы, взрослые люди, должны воспитывать творческих, активных, неординарно мыслящих молодых людей.