Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к якутской народной культуре является сегодня актуальной темой для нас. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей куклу, которая одета в якутской национальной одежде. Бесценность работы с якутскими национальными одеждами для куклы состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память [3]. Национальные куклы помогут детям просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном школьном образовании. Процесс обучения изготовлению якутской национальной одежды для куклы на уроках технологии и на кружковых занятиях дает возможность приобщения ребенка к народным истокам через игровую деятельность. Кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как она близка и понятна ребенку [4]. Кукла в якутском национальном костюме – это часть народной традиции. Изготавливая якутские костюмы для куклы, ребенок узнает историю своего народа, истоки национальной одежды. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Вместе с тем, в процессе игр и занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку в дальнейшем.
Немного об этнокультурных истоках якутской национальной одежды. Самые ранние известные образцы одежды якутов относятся к ХYII – первой половине ХYIII в. Покрой мужской, женской и детской одежды был почти одинаковым; отличалась она длиной подолов и декоративными украшениями, имеющими символически-знаковое содержание [1]. Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот. Тканевые материалы издревле назывались тор5о (слово имеет тюркскую основу). Нательной и легкой одежды не существовало, верхняя была и тем, и другим. Только у богатых якутов изредка встречались рубахи из привозных материалов [2].
В рамках работы по приобщению детей к якутской народной культуре на внеклассных занятиях мы изучали быт якутского народа, традиционные промыслы, якутские национальные костюмы и украшения. Изготавливали якутские национальные одежды для кукол, организовали выставки между кружковцами. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что кукла в якутской национальной одежде является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир. Это народная игрушка, элемент эстетического воспитательного процесса. Через этих кукол учащиеся познают мир, проходят его социализацию в обществе. Благодаря работе в данном направлении, у учащихся повысился интерес к народной культуре, расширились представления о якутской национальной одежде. Моя главная задача - привить детям любовь к национальной якутской культуре, научить их ценить якутские народные традиции, восхищаться своей Родиной.