Полный текст статьи
Печать

Учебная программа по кружковой работе «Резьба по дереву» была разработана с опорой на межпредметные связи. Разработанный курс составляет 68 часов в год. Как показывает экспериментальная работа, увеличение времени на изучение конкретной темы позволяет совершенствовать группы общетрудовых умений и навыков, углубить знания детей о свойствах материалов, расширить круг представлений об их традиционном использовании в хозяйстве и прикладном искусстве. Кроме преимуществ в плане улучшения качества детских изделий и создания условий для развития творческих способностей в практической трудовой деятельности. В ходе изготовления изделий дети более осознанно и самостоятельно выбирают способы выполнения заданий, проявляют активность и ответственность. Привлекают внимание учащихся и вызывают у них стремление к старательному, тщательному выполнению задания по демонстрируемым образцам изделий народных мастеров – умельцев. Внеклассная работа резьбе по дереву в сочетании с учебными занятиями помогает школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области естественных наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе и т.п.

План учебно–воспитательной работы внеклассных занятий на полугодие и на каждый месяц составляет на основе годовой программы. При планировании и проведении занятий следует учитывать единство обучения и воспитания; учитывать знания и умения, полученные учениками на уроках технологии, изобразительного искусства, черчения, физики и др. предметов. Кроме практических заданий должны планироваться экскурсии на выставки, в музеи, намечаться встречи с мастерами народного и декоративно – прикладного искусства; посещение предприятий, родственных с направлением кружки. Внеклассные занятия, несомненно, имеют преимущества перед обычными уроками технологии. Отличительными особенностями внеклассных занятий по сравнению с уроками технологии являются: занимаются малое количество школьников 7 – 10 человек, группа учащихся разновозрастная из различных классов, посещение занятий на добровольной основе, задания по объему работ длительные, оценка производится по завершении практического задания.

В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно все занятия строить так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом осмысленности творчески. Занятия кружка надо спланировать таким образом, чтобы практическая работа учащихся стала невозможной без определенного уровня усвоенных ими теоретических знаний. При этом усвоение теории учащимися должно быть в разумной последовательности, сочетающей оптимальное усложнение теоретического материала и практических работ по изготовлению объекта.

Каждая трудовая операция имеет свои особенности, цели и задачи. Перед внеклассной работой на базе трудового обучения ставятся следующие задачи:

  1. Закрепление, обобщение и расширение знаний и умений учащихся, полученных в процессе трудового обучения.
  2. Включение учащихся в творческую, созидательную деятельность на основе производительного труда.
  3. Расширение понятий об основах современного производства.
  4. Углубленная подготовка к выбору производства.
  5. Привитие добросовестного и экономического отношения к труду.

Решая те же задачи, что и трудовое обучение, внеклассная работа значительно расширяет возможности трудовой подготовки школьников. Обязательным условием успеха внеклассной работы, а так же ее особенностью является большая, нежели в учебном процессе, самодеятельность и активность учащихся.

Древесина – неповторимый по технологическим и художественным свойствам природный материал. Школьники узнают о древесине, ее видах, основных свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся получают первоначальные представления о технологии ее ручной обработки. Обработка древесины, обладающий значительной прочностью (отличие от бумаги, ткани), требует от школьников значительных физических усилий, выносливости. При выполнении таких операций, как пиление ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забивание гвоздей и др., школьники совершают размашистые движения большой амплитудой, сопровождающиеся значительными энергетическими затратами. Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание, выжигание, резьба) и др. – требует от учащихся высокой точности, аккуратности, выполнения мелких выверенных движений. При овладении учащимися всеми операциями по обработке древесины необходимы предварительные тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и показе учителем приемов и способов их осуществления.

Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость соблюдения правил безопасного обращения с колющими и режущими инструментами.

Изделие, выполняемые школьниками, должны носить общественно полезную направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада, и групп продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые предметы для класса, школы.

В процессе работы школьников с древесиной анализируются и широко используются математические, экологические, графические знания, умения или навыки. Они конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных связей трудового обучения с другими предметами, появляются действенные стимулы к систематической самообразовательной работе.