Полный текст статьи
Печать

Современное развитие и структурные изменения, которые происходят в обществе, заметно повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки школьников коррекционных школ. Государственная политика в отношении детей с нарушениями умственного развития, слуха, зрения построена на приоритете их содержания в закрытых стационарных учреждениях. В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получают лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки

Основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является трудовая деятельность, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки этой группы лиц становится все более актуальной. Привлечение учащихся коррекционной школы к трудовой деятельности позволяет видеть новые пути в осуществлении коррекционной работы с учащимися, их социализации. Систематическое воспитательное воздействие на учащихся коррекционных школ обеспечивается единством учебной и внеклассной работы. Разнообразие форм внеклассной работы по трудовому воспитанию позволяет обеспечить полноценное содержание деятельности учащихся, ее высокий эмоциональный уровень, учет интересов и способностей каждого, рациональное сочетание методов воспитательного воздействия.

У многих детей с проблемами развития отмечается плохая координация, скованность и неполный объем движений,  нарушение их произвольности,  недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двига­тельной координации: неловкость, несогласованность дви­жений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной ра­ботоспособностью. Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Исследователь Воронкова В.В. (1994) пишет, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья производя на уроках технологии необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение. Такому ребенку учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.

Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. В специальной (коррекционной) школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Здесь трудовую деятельность делят на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условное, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в доме; ухаживая за цветами, очищая территорию школы участвует в работе по хозяйству.

Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, встречи с народными мастерами. Такие мероприятия значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду, стимулирует их умственную и трудовую деятельность.

Таким образом, правильное отношение к труду детей с ограниченными возможностями здоровья можно воспитать, лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду. Все проводимые исследования и богатая практика работы специальных (коррекционных) школ республики помогают решать многие вопросы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, к трудовой деятельности в современных условиях экономического и социального кризиса.