Полный текст статьи
Печать

Преобразования в общественной жизни нашей страны, демократизации социальных институтов, в том числе школы и семьи, ставят педагогов перед необходимостью пересмотра привычных установок. Действительность оказывается намного сложнее и многограннее модели, которую осваивает будущий педагог в процессе своей профессиональной подготовки в вузе и в повседневной практике в школе. В настоящее время отмечается отсутствие доверительных отношений, сотрудничества, партнерства между родителями и учителями, отчужденность учащихся от своих учителей, уклонение родителей от своих воспитательных функций. В связи с этим отношения учителя с родителями, система их взаимодействия стала актуальной темой многих специальных научных исследований и предметом практической работы по образованию и воспитанию родителей в современных условиях экономической и социальной нестабильности общественной жизни страны в целом. Закономерно возникает вопрос об интеграции усилий школы и семьи, об активизации совместной деятельности в воспитании школьников и их социализации.

В исследовании Э.Н. Гусинского «Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода» подчеркивается, что воспитательное пространство - это пространство взаимодействия участников воспитательного процесса, одной из важнейших характеристик которого является открытость. Она обеспечивается особым психологическим климатом, атмосферой доверия, принятием каждого члена сообщества таким, какой он есть [2].  В то же время надо подчеркнуть, что основным фактором воспитания является семья, так как основы личностного развития растущего человека закладываются в родном доме, в кругу семьи. Свою воспитательную функцию родители получили от природы, и осуществляют ее, в большинстве случаев, интуитивно, руководствуясь чувством любви, долга, ответственности, традициями и обычаями методом проб и ошибок, порождая множество проблем растущего человека и своих собственных. Отсюда ясно, что актуальным направлением современной теории и практики воспитания подрастающего поколения становится родительская педагогика – наука и искусство воспитания детей, осуществляемая именно родителями.

Важнейшим фактором воспитания, наиболее благоприятной средой физического и психического развития и первой школой социального становления является именно родной дом, семья, ближайшее окружение. С точки зрения современной науки семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях [1]. Семья объединена общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Эта сущность семьи для развития и жизни человека вытекает из сложившихся веками и актуальных для нашего времени функций семьи: общение, организация ведения хозяйства, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи и для профессиональной деятельности. Понимание механизма влияния семьи на развитие личности ребенка поможет педагогу и родителям выявить возможности, достоинства и недостатки семейного воспитания детей, прогнозировать и стимулировать дальнейшее позитивное развитие воспитательного потенциала семьи.

  В последнее время все чаще наблюдаются признаки «кризиса семьи». Следствием этого являются реалии последних лет:

- болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;

- появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

- расширение безнадзорности и даже появление беспризорности, которая была ликвидирована в нашей стране в 30-х годах и не была допущена в годы Великой Отечественной войны;

- рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

- сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;

- резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой;

- приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании;

- возникновение проблем национальной неприязни, различного рода межнациональных конфликтов и разборок, которые, к сожалению, затронули и детей;

- усиление бродяжничества детей и подростков;

- появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;

- увеличение случаев жестокого обращения с детьми, насилий над ними, похищений детей (с разными целями);

- рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток его.

Этот далеко не первый тревожный перечень нынешних явлений ставит на повестку дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи школы и семьи как одну из актуальных проблем педагогической науки и практики. У современной семьи воспитательные проблемы несколько иного характера, чем у предыдущих поколений. К ним можно отнести:

Проблему утраты ценности образования и освоение культуры в угоду псевдоценностям материальным (богатства ради богатства, «красивой» жизни и так далее) и духовным (точнее - бездуховным);

Проблему утраты ценности национальной культуры (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей);

Усиление межнационального неприятия и даже конфликтов;

Проблему сложностей семейного воспитания, связанных с неуправляемым вторжением негативного влияния средств массовых коммуникаций (с насилием, порнографией, аморальностью, культом наркомании и алкоголизма и т.п.);

Проблему «новых» зависимостей детей и молодежи от разного рода «игроманий» (реальные и виртуальные, компьютерная и Интернет-зависимость, подмена подлинной дружбы и любви виртуальной – через различные сайты Интернета).

Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что семья, складывающиеся в ней отношения во многом определяют успешность индивидуального развития ребенка, закладывают фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня.