На современном этапе важная роль отводится информационным и коммуникационным технологиям, так как в настоящее время эти технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Использование компьютерных технологий на занятиях – дело уже не будущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории.
Под «компетентностью» понимается уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. 133с. [1]
Информационная компетентность – понятие не является однозначно определенным, при раскрытии его содержания делаются различные акценты, но основными всегда остаются следующие компоненты: способность к самостоятельному поиску, отбору и обработке информации, необходимой для качественного выполнения учебных или профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к самостоятельному освоению новых информационных технологий. 167с. [2]
Таким образом, ИКТ–компетентность — это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Следует отметить влияние ИКТ-компетентности на уровень факторов, связанных с поведенческой активностью учащегося. Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся, например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.
И эта мысль подтолкнула разработать программу кружка по вышиванию крестом для формирования ИКТ-компетентности у учащихся 5 классов. Программа кружка включает в себя разнообразные задания, предназначенные для решения определенных задач, имеющие взаимодействие с программно-техническими средствами. Программа рассчитана на 72 часа по 2 часа в неделю и содержит следующие разделы: «Освоение приемов выполнения простого креста на бумажной основе», «Освоение приемов выполнения простого креста на канве», «Выполнение простой картины», «Выполнение по программе Adobe Photoshop схему вышивки», «Корректировка схемы на программе Paint», «Вышивание картины сделанной по программе Adobe Photoshop», «Выполнение творческого проекта».
При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как открытие изображения на разных программах, копирование, сохранение, корректировка, создание новых изображений, преобразование изображения в схему вышивания крестом. Таким образом, в процессе обучения вышивания крестом с использованием программы Adobe Photoshop и Paint формируется ИКТ-компетентность.
Формирование ИКТ-компетентности это не только формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей. ИКТ-компетентность предполагает прежде всего целесообразное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования навыков решения всех учебно-познавательных и учебно-практических задач (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.