Полный текст статьи
Печать

Проблема изучения традиций национального костюма актуальна всегда, тем более она актуальна для такого малочисленного народа России, как эвенки. Для того, чтобы изучить костюм какого-либо народа необходимо познакомиться со всей его культурой, понять суть каждого вида одежды, изучить орнаменты, ознакомится с работами рукодельниц – мастериц.

Каждый народ имеет свой национальный костюм, который представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может уточнить знания, факты об историческом прошлом и настоящем народа.

Наша задача в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому, что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

По мнению дизайнера И.Ю.Жигачевой декорирование костюма – это украшение одежды, придание индивидуальности, особого шарма и оригинальности [1,с.23].

Современные отечественные модельеры достаточно активно  применяют разнообразные декоративные элементы в своих моделях.

С развитием  совершенствованием одежды утверждались различные приемы декорирования – аппликация, узорное ткачество, инкрустация, перфорация, набойка, тиснение, отделка материалом.

Методика обучения декорированию одежды сходна с общей методикой обучения шитью. В процессе организации занятий используются такие формы обучения как индивидуальные и групповые. Основным методом обучение является практическая работа так, как о декорировании можно провести ряд лекций с красивыми презентациями, но научиться декорированию можно только на практике [2,с.56].

Исходя из данных положений, мы разработали программу кружка «Аюкта». Базой проведения экспериментальной работы являлось « Сюльдюкарская СОШ-ЭКЦ №10» Мирнинского района.

Программа кружка имеет художественно – эстетическую направленность с элементами культурологической направленности. Направление деятельности – декорирование народного костюма.

Новизна программы заключается в комплексности изучения и освоения материала, сочетании культурологического подхода в подаче материала с овладением традиционными техниками и технологиями декорирования народного костюма.

Цель программы: Создание условий для приобщения современного ребенка к национальным культурным ценностям через освоение художественного опыта прошлых поколений и их собственное творчество в процессе освоения декорирования национального костюма.

Программа рассчитана на  год обучения. Количественный состав учебных  часов в год – 13. Частота занятий – 2 раз в неделю. Состав группы разновозрастный  13 – 17  лет.

В ходе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование учащихся с целью определения уровня знаний о национальном эвенкийском костюме.

Результат анкетирования показало, что дети мало знают об истории эвенкийского народа, намного о национальном костюме. Большинство учащихся выразили желание заниматься в кружке по декорированию национального эвенкийского костюма.

Занятия кружка мы проводили по разработанному календарно-тематическому плану. Занятия мы разделили на 6 разделов: введение, национальный костюм, особенности и значение декора в национальном костюме,  пошив нагрудника, пошив пояса с подвесками, пошив головного убора.

По каждому разделу мы оценивали работу учащихся по четырехбальной шкале. Отметка «отлично» ставится, если у  ученика от 40-45 баллов, «хорошо» - 35 – 40, «удовлетворительно» - 25-35 баллов, «неудовлетворительно» - 15-25 баллов. В итоге ученик может набрать максимальное количество баллов - 45 баллов.

Учащиеся научились делать лекала украшений и декорировать их. Также они познакомились с канонами эвенкийских женских украшений.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по обучению учащихся декорированию национального эвенкийского костюма.