2016 год в системе образования Якутии объявлен Годом дополнительного образования детей. Это показывает, что сейчас дополнительному образованию уделяют огромное внимание. Именно на занятиях по дополнительному образованию учащийся раскрывается полностью. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Все кружки направлены на развитие каких-нибудь способностей, компетенций, на формирование навыков, на развитие мышления и т.д. Одним из приоритетных задач образования является развитие творческих способностей. Творческий человек успешен от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству.
Во все времена проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес. Данная проблема многие десятилетия интересовала исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом.
Л.С.Выготский определяет творчество как «…такую деятельность человека, которое создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1, c.3].
В современном словаре по педагогике Е.С.Рапацевича творчество трактуется как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается в его социальной значимости и оригинальности [2, c.215].
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Что же такое «творческие способности»?
Б.М.Теплов под творческими способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения [3].
О.И.Мотков под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [4].
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путем создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей.
Ярким примером проявления творчества учащихся являются кружки по бисероплетению. Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Дети овладевают различными приемами плетения, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала личности. В нашем случае прием плетения – ткачество.
Для развития творческих способностей нами была разработана образовательная программа дополнительного образования «Чомчук». Прежде чем начать разработать программу кружка мы рассмотрели несколько готовых программ развивающих творческие способности: «Умелые ручки» (автор – Кузнецова Лидия Ивановна), «Бисероплетение» (автор – Шейфлер Галина Юрьевна) и «Бусинка» (автор – неизвестен). Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа занятий. На кружок приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области бисероплетения, так и умеющие плести бисером. Программа разработана для обучающихся 14-15 лет. Режим работы 2 часа в неделю.
Основные отличия нашего кружка от остальных подобных кружков: техника плетения, изделия в национальном якутском стиле, делая разные изделия, заодно учат историю одежды, украшений своих предков, в конце учебного года у школьников будет набор национальных украшений, школьники через свое изготовление будут приобщены к национальной культуре и ценностям своего народа, у них появится любовь и уважение к национальному творчеству. За четыре четверти у девушек получится полный набор украшений в национальном якутском стиле (илин кэбиьэр, кэлин кэбиьэр, бастына, косоплетка, пояс). Как раз в июне у якутов национальный праздник «Ысыах».
В конце учебного года при выявлении эффективности нашего кружка мы будем выявлять уровень знаний и умений при работе с иглой, будем определять уровень владения знаниями по темам, будет задание творческого проекта. Из сделанного нами вывода по творческой способности важно оценивать воображение, фантазию. Для этого мы будем использовать тест Торренса. Также будем оценивать качество работы по критериям (высокий, средний, низкий).
Свою первую педагогическую и преддипломную практику я прошла в школе №2 г. Якутска. У учащихся 8 класса ведется кружок по бисерному ткачеству. Мне удостоилось ввести вместе с учителем кружок с февраля по настоящее время. В школу хожу один раз в неделю. Мне очень интересно понаблюдать за учащимися. Мы делаем изделия в национальном якутском стиле. У девушек огромный интерес к этому вида творчества. У некоторых был навык работы на станке, а у некоторых нет. Сначала мы научили их к приему плетения. После они делали сами. В данное время делают илин кэбиьэр.
В заключение можно сказать, что есть основания рассматривать ткачество бисером как важный элемент гармоничного развития творческих способностей детей. Творческие способности могут развиваться только в процессе труда.