Современное развитие нашего общества требует улучшения качества общей подготовки выпускников школ. Научно – технический прогресс предъявляет все более высокие требования к системе образования. Сейчас уже недостаточно рассчитывать лишь на усвоение школьниками знаний и приобретения ими практических навыков. В процессе обучения важно сформировать навыки самостоятельного творческого мышления, потребность постоянно пополнять знания и умения применять их на практике. [2, с. 3]
Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы. [1, с.59]
В связи с этим важную роль играет кружковая работа, которая призвана расширить и углубить общие и специальные знания учащихся, удовлетворить их индивидуальные интересы и склонности, развить творческие способности, а также с цель кружковой работы организация досуга учащихся.
Бисерная вышивка - это разновидность декорирования изделия. Изделия выполненные, в технике бисерной вышивки занимают видное место в декоративно – прикладном искусстве Якутии, встречаются в основном женских одеяниях: платье, пальто, рукавицы, головные уборы, обуви и шапки. Испокон веков якутские мастерицы большое значение уделяли к богатству материала и декора, к их редкостности, изысканности и соблюдению орнаментального смысла.
Но, к сожалению в образовательной области «Технология» нет раздела, изучающий данный вид творчества, поэтому целесообразно, учитывая этот факт, можно организовать на кружковых занятиях.
В ходе педагогический практики в Амгинской СОШ Чурапчинского улуса мы разработали программу кружка «Уран тарбах».
Цель программы: создание условий для приобщения современного ребенка к национальным культурным ценностям через освоение художественного опыта прошлых поколений и их собственное творчество в процессе освоения бисерной вышивки. В якутском бисерном искусстве важная роль отводится узору, его семантике и содержанию, также к композиционным особенностям. Для изучения темы «Якутский орнамент» отводится 1 час, на занятии предусмотрен показ презентации. Орнамент – неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.
Таким образом, освещение этой темы является ключевым в нашем кружке так, как учащиеся знакомятся с историей, значением, мотивом якутского орнамента.
Также по программе мы изучаем следующие темы «Ознакомление декоративно – прикладным искусством якутского народа», «Техника бисерной вышивки», «Сумка», «Рукавицы», «Творческий проект».
Одним из важных этапов работы, мы считаем организацию кружковцами творческого проекта.
Творческий проект - это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя. [3]
Проект состоит из следующих этапов:
а) подготовительный этап;
б) технологический этап;
в) заключительный этап.
Качество каждого изделия, выполненного учащимися должно оцениваться по следующим критериям: низкий, средний и высокий.
Проведенные занятия позволили сделать вывод о том, что тема занятий была интересна детям, они увлеченно интересовались как семантикой якутских орнаментов, секретами бисерной вышивки, особенно им понравились результаты их работы.