Полный текст статьи
Печать

Проблема социально-психологической адаптации была объектом исследования многих психологов, в том числе Т.А. Паршина, Ф. Б Березин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Балл.

       В современном обществе актуальной является проблема социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, так как учащемуся среднего специального учебного заведения непросто привыкнуть к новым условиям обучения в СУЗе. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированности в системе «человек - среда» [1, 2, 3].

       Т.А. Паршина отмечает, что, процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значительные изменения, обеспечивающие формирование нового состояния, позволяющего достигать максимальной эффективности поведенческих реакций и физиологических функций [4]. Главное в адаптации – это то, как приспособлен организм к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне.

       Ф. Б Березин подчеркивает, что  адаптация как процесс слияния среды и организма направлена на достижение равновесия, что является итогом адаптации. [1].

       Социальная адаптация вызывает противоречивые мнения у разных авторов. Например, Э. Эриксон, говорит об опасности ассимиляции личности, потере идентичности в предельных случаях [7]. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к социуму, а с другой - отчуждение (обособление) человека от социума. В условиях значительных перемен, которые происходят в настоящее время в нашем обществе, равновесие между отчуждением (обособлением) и адаптацией, предполагающее успешную социализацию, нарушается.

       В настоящее время необычайно актуально возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения Психологическое сопровождение может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление [3, 5, 6].

       На основе теоретического анализа проблемы нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого послужило изучение  адаптации у студентов, прошедших и не прошедших программу  психологического сопровождения

       Эмпирическое исследование было проведено в 2015-2016 году на базе  Федерального государственного образовательного учреждение среднего профессионального образования "Брянский профессионально-педагогический колледж". В исследовании приняло участие 50 студентов.

       В качестве инструментария было выделено две методики: Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина; Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд и Методика «Адаптированность студентов в вузе»;

       Анализ результатов, полученных с помощью методики “Адаптивность” (МЛО-АМ),  позволил нам выявить Личностный адаптивный потенциал у студентов, принимавших и не принимавших участие в программе психологического  сопровождения.

 

Рис. 1. Личностный адаптивный потенциал у студентов, принимавших и не принимавших участие в программе сопровождения

       Данные, отображенные на рисунке 1. указывают на то, что   у большей части студентов,  принимавших участие в программе психологического сопровождения отмечаются высокие  показатели адаптивного потенциала – 92%.

       Испытуемые, не принимавшие участие в программе сопровождения, имеют удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала (62%).

       На следующем этапе эмпирического исследования нами была проведена методика «Шкала социально - психологической адаптированности» К. Роджерса, Р. Даймонда. Результаты сравнительного анализа студентов социально – психологической адаптации представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Сравнительный анализ социально – психологической адаптации студентов

       Наиболее выраженным показателем, как у студентов, принимавших участие в программе сопровождения (80%), так и не принимавших участие в программе (76%) является показатель «Самопринятие». Это свидетельствует о том, что обе группы испытуемых обладают высоким уровнем принятия индивидом самого себя. Безусловное принятие является важным качеством психологически здоровой личности  и адекватной самооценки.

       Следующим этапом исследования было изучение адаптированности студентов в учебных группах. С этой целью нами была проведена  методика «Адаптированность», по результатам которой был осуществлен сравнительный анализ в выборках студентов  принимавших и не принимавших участие в программе. 

 Рис. 3. Результаты сравнительного анализа адаптированности студентов       

       Средний показатель адаптированности равняется 12,56, что свидетельствует о том, что данные испытуемые чувствуют себя в группе комфортно. Для студентов, не прошедших программу  психологического сопровождения, средний балл равняется 9,4. Данные студенты испытывают  трудности в общении с однокурсниками. Средний показатель для студентов, прошедших программу шкалы адаптированность к деятельности равняется 12,28. Данные испытуемые легко осваивают учебные дисциплины, а у  не прошедших программу сопровождения, средний балл по данной шкале равняется 10,72. Полученные результаты могут  свидетельствовать о том, что у студентов данной выборки возникают трудности в освоении учебных дисциплин и выполнении ими учебных занятий, особенно тех, которые требуют коллективного участия.

       С целью сопоставления результатов, полученных в выборках студентов, прошедших и непрошедших программу психологического сопровождения, нами был осуществлен анализ статистических  различий. Для этого нами был применен  t – критерий Стьюдента. 

Таблица 1

Результаты изучения различий в показателях адаптации у студентов, прошедших и не прошедших программу сопровождения

 

Значимые различия

Прошедшие сопровождение

Не прошедшие сопровождение

Адаптивные способности

t = 2,583

91,72

78,64

p=0,013

Принятие других

t = 2,775

 

2,84

1,96

p=0,008

Эскапизм

t = - 3,100

2,04

3,16

p=0,003

Адаптация к группе

t = 3,831

 

 

 

p=0,0003

12,56

9,4

       

       По результатам изучения различий в показателях адаптации у студентов, прошедших и не прошедших программу психологического сопровождения, выявлено значимое различие по шкале Адаптивные способности (t=2,583, p<0,05). Данное различие свидетельствует о том, что испытуемые принимавшие участие в программе сопровождения легко адаптируются к новым учебным условиям, быстро входят в новый  учебный коллектив, достаточно легко и адекватно начинают ориентироваться в новых ситуациях, быстро вырабатывают адекватные поведенческие стратегии.

       Необходимо отметить значимое различие по шкале адаптация к группе (t=3,831, p<0,01). Это свидетельствует о том, что испытуемые, прошедшие программу сопровождения, чувствуют себя в группе более комфортно, легко находят общий язык с коллегами, следуют принятым в группе нормам и правилам.

       Стоит отметить, что показатели социально - психологической адаптированности у двух групп входят в норму, однако у студентов, принимавших участие в программе сопровождения все показатели более высокие.

       Таким образом, в ходе исследования мы обнаружили статистически значимые различия, говорящее о том, чтосоциально-психологическая адаптация первокурсников СУЗов протекает со значительными затруднениями. Повысить уровень адаптационных возможностей студентов призвана комплексная программа психологического сопровождения студентов, которая должна быть включена в воспитательные мероприятия колледжа.