Полный текст статьи
Печать

     Актуальность данного исследования связана с тем, что общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Семья является одним из важнейших социальных институтов. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Основу семейных отношений составляет брак как исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как супружескую пару, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций [3, 5, 6, 7].

     Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособными. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений.

     Постановка проблемы состояния современного брака и семьи, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи. На всем российском пространстве эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно - преодолимым. Приводимые в открытой печати «цифровые иллюстрации» свидетельствуют  о наличии кризисных тенденций в современной российской семье, что подтверждает необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.

     Таким образом, крепкая, здоровая семья - залог здорового общества и крепкого государства. Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях. В связи с этим готовность к браку, все чаще становится предметом исследовании психологов, педагогов и социологов.

     Семье и браку посвящено большое количество российских и зарубежных исследований. Особое внимание уделялось её структуре, в которой нашли отражение такие немаловажные вопросы, как мотивы вступления в брак, причины

семейных конфликтов и разводов, функции семьи, методы семейной терапии, супружеские и детско-родительские отношения (А.Г. Харчев, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В. Сатир, Г. Навайтис и др.). В психологии психологическая готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

     В психологических и педагогических исследованиях наблюдается множественность подходов к определению понятия «психологическая готовность». Она характеризуется как:

- определённое психическое состояние, возникающее перед началом деятельности, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение;

- существенный признак установки, целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности;

- качество, которое формируется на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними - устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку;

- устойчивая характеристика личности (в данном случае речь идёт о так называемой устойчивой готовности или о подготовленности личности, которая существует длительное время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи), качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия.

     Брачные отношения являются основой семьи. В этих отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытиё), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

     «Ядром» современных брачно-семейных отношений являются супружеские. Эти отношения обычно «задают тон» всем остальным внутрисемейным отношениям. Супружеская диада, супружеская подсистема-это основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи, выполнения семьёй её основных функций. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде выступает как психологическое отношение между супругами.

     Сложность брака и семьи обуславливается большим количеством определений этих понятий, встречающихся в научной литературе, одно из которых говорит, что брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости.

     В большинстве случаев браки заключаются в студенческом возрасте, ведь студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Этот этап развития соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и готовностью образовать собственную семью.

     В психологии готовность при вступлении в брак рассматривается как ключевая предпосылка гармонии отношений супругов и жизни семьи в целом.

     Существуют разные точки зрения на то, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к браку. Т.В. Андреева, И.В. Гребенников и В.А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку [5,8]:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

     В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость - одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

     Брачный возраст - это минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий страны.

     В современном мире нет установленных рамок определения среднего возраста вступления в брак. Принято считать, что каждая пара должна принять свое решение о заключении брака.

     Так, в 16-20 лет легко даются серьезные решения и поступки. Девушки и юноши еще не обдумывают последствия своих действий. Это возраст, когда влюбленность и вожделение принимается молодыми людьми за настоящее чувство. Конечно, необходимо проверить свои чувства, попытаться определить их серьезность. Но и в эти годы можно заключить брачный союз, который станет надежным оплотом на всю дальнейшую жизнь [9].

     В 20-30 лет человек оценивает себя более трезво. В основном в этом возрасте он уже закончил обучение и приступил к построению своей карьеры. У него есть опыт общения с различными людьми. Но это время неограниченных возможностей и порой не хочется сковывать себя узами брака, а также обязанностью заботиться о супруге и детях.

     Человек старше 30 лет обладает отличным багажом знаний и прекрасно отдает себе отчет в том, чего же он хочет от жизни. И казалось бы, что вот он, тот идеальный возраст вступления в брак. Однако в жизни людям этого возраста трудно идти на компромисс и подстраивать свою жизнь под желания партнера. Поэтому медленнее идет привыкание к другому человеку.

     Вступать в брак наиболее приемлемо для девушки в возрасте от 18 до 23 лет. К этому времени завершается ее половое созревание, она уже не только физически, но и нравственно подготовлена к материнству. Роды в эти годы благотворно влияют на ее организм, способствуют расцвету физических и духовных сил. Наилучший брачный возраст мужчин признан от 22 до 25 лет.

2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять-семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие - серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

     Социальная зрелость - это социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности. На этапе социальной зрелости человек способен не только осознавать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только эффективно усваивать групповые и общественные нормы, но также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

     В.Н. Дружинин особое внимание уделяет личностной зрелости молодых людей, вступающих в брак. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) [4].

     1. Ответственность - это необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок. Выдающийся ученый-гуманист двадцатого столетия Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание - это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость.

     Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

2. Терпимость - следующая важнейшая составляющая зрелости личности. Однако терпимость терпимости - рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

     Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

     В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

     3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию - это не идея фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком [3].

     4. Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

     Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.

     В. Сатир утверждает, что, вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сделает его или её жизнь еще хуже. Люди надеются на то, что после того, как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. Когда надежды начинают рушиться, появляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви.

     Целью нашего эмпирического исследования было изучение психологической готовности к супружеской жизни студентов факультета Педагогики и психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского [1,2].  Для  решения поставленных задач нами была использована методика тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.) (рис.1).

Рис. 1. Психологическая готовность  юношей и девушек к семейной жизни    

    По результатам данного исследования можно  сделать вывод о том, что в выборке испытуемых  присутствует 24% респондента с недостаточной готовностью к семейной жизни, среди которых 8% составляют  юноши, 16% - девушки.  Достаточная психологическая готовность выявлена у 6% испытуемых, из которых 4% - юноши, 2% - девушки. Большую часть выборки составляют респонденты с удовлетворительной психологической готовностью к семейной жизни, их 70%, среди которых 38% юношей и 32% девушек (рис.1).

     Достаточное количество баллов свидетельствует о высокой подготовленности к семейной жизни, испытуемые вполне готовы к вступлению в брачные отношения, к созданию положительного семейного фона, поддержанию уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитанию детей, интимной жизни, а так же налаживанию здорового семейно-бытового режима. Сумма баллов в среднем звене, говорит об  удовлетворительной готовности, т.е. испытуемые могут вступать в семейную жизнь, но они не полностью готовы к перспективным трудностям, с которыми приходится сталкиваться молодым семьям. Недостаточная сумма баллов свидетельствует о недостаточной подготовленности к вступлению в брачные отношения.

     Для того, чтобы провести анализ выраженности психологической готовности к семейной жизни студенческой молодежи мы воспользовалисьопросником «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) автор - А.Н. Волкова, который позволяет  исследовать представления (будущих) супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражают основные функции семьи и составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ) (табл. 1) [1]. 

Таблица 1

Иерархия семейных ценностей среди юношей и девушек

Семейные ценности

Юноши

Девушки

Эмоционально-психотерапевтическая

1

1

Личностная идентификация с супругом

2

2

Родительско-воспитательная

3

5

Социальная активность

4

4

Внешняя привлекательность

5

3

Хозяйственно-бытовая

6

6

Интимно-сексуальная

7

7

 

   Анализируя результаты, отображенные в таблице 1, мы можем сделать вывод то том, что на первом месте среди семейных ценностей, по общему полученному показателю, стоит эмоционально-психотерапевтическая ценность. Она выражает установку на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака, рассматривается как показатель значимости моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентации на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. На втором значимом месте стоит личностная идентификация с супругом, она показывает значимость ожиданий общности интересов, потребностей, способов времяпровождения супругов. Последнее место в полученной иерархии ценностей занимает интимно-сексуальная ценность. Низкие оценки по данной шкале говорят о недооценки сексуальных отношений в браке. Данные между девушками и юношами различаются среди ценностей: родительско-воспитательная и внешняя привлекательность. Юноши на третье значимое место относят родительско-воспитательную функцию семьи, а внешняя привлекательность занимает пятое место. Среди девушек наоборот внешняя привлекательность на третьем месте, а родительско-воспитательная на пятом.

     Исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что для большинства юношей и девушек, принимавших участие в исследовании, характерна удовлетворительная психологическая готовность к семейной жизни. Однако, среди юношей процент недостаточно готовых ребят к семейной жизни в 2 раза меньше, чем среди девушек. Возможно, это связано с тем, что в современном обществе девушки стараются стать более независимыми, построить карьеру, прежде чем выходить замуж и рожать детей. 

     Подводя итог проведенного теоретико-практического изучения феномена психологической готовности студентов к браку и семейной жизни, можно сделать вывод о том, что проблема формирования зрелого, ответственного отношения к семье и браку в юношеском возрасте и ранней молодости является актуальной и значимой. Совместная жизнь требует от  будущих супругов таких важных навыков, как готовность к компромиссу, умение считаться с потребностями партнера, способность уступать друг другу, нести ответственность за близкого человека. Желание развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, что в комплексе составляет такое базисное новообразование юношеского возраста как психологическая готовность к семейной жизни.