Полный текст статьи
Печать

        Современная система управления предъявляет высокие требования в лицам, осуществляющим менеджмент в организации. Данные требования распространяются  профессиональные компетенции специалиста, а также на индивидуально-личностные особенности управленца.  Руководитель –  это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель  несет  юридическую ответственность за функционирование группы  (коллектива)  перед  назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает  строго  определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и  др.) активность.

        В настоящее время  в отечественной и зарубежной психологии управления существуют  различные  подходы  к  изучению  индивидуально-личностных особенностей руководителя [1, 3, 4, 6 и др.].

        В большом психологическом словаре индивидуально-личностные особенности  рассматриваются с точки зрения  «составляющих психическую деятельность конкретного человека, особенностей его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития» [8].

         К индивидуально-психологическим особенностям принято относить личностные черты  как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида» [2].

         Дж. Л. Адамс предлагает следующее  определение личностных черт индивида: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека» [8].

        Г. Олпорт в  диспозициональной теории  личности дает следующую характеристику личностных черт:

1) черта личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности являются реальной и жизненно важной частью существования человека;

2) черта личности - более обобщённое качество, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения человека;

3) черта личности - определяющий элемент поведения;

4) существование черт можно установить эмпирически;

5) черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Черты личности могут высоко коррелировать друг с другом;

6) черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Черты личности являются истинными особенностями индивидуума;

7) черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространённости в обществе;

8) то, что поступки и привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Во-первых, не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. В-третьих, в некоторых случаях внешние условия в большей мере, чем личностные черты, являются детерминантами определённого поведения [7,8].

Г. Олпорт  различает   общие и индивидуальные черты личности. К общим. По его мнению, относят любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальные черты – это  такие характеристики индивидуума, которые проявляются уникально у каждого конкретного человека и отражающие наиболее точно его личностную структуру [8].

Безусловный интерес представляют  работы Р. Кеттелла, посвященные  структурной теории черт личности, которые он определил как «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [4].

Таким образом, по мнению Р. Кеттелла, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, проявляющиеся в поведении и не имеющие никакой реальной нейрофизиологической локализации как таковые, а лишь наблюдаемые признаки существования.

Р. Кеттелл предлагает следующую классификацию личностных черт (табл.1) [4,5,6,8]. 

Таблица 1

Классификация личностных черт и их характеристика (Р. Кеттелл) 

№ п/п

Классификация личностных черт

Характеристика личностных черт

1

Конституциональные черты.

Развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума.

 

2

Черты, сформированные окружающей средой.

Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении.

 

3

Общие черты

Присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры.

 

4

Уникальные черты

Имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного.

 

5

Поверхностные черты.

Представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.

6

Исходные черты

Представляют собой основополагающие структуры, которые, являются основой личности. Существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

 

        Рассматривая проблему индивидуально-личностных особенностей руководителей, нельзя обойти вниманием наиболее востребованные в современной отечественной психологии управления теоретические подходы. К ним относят: коллекционный;  конкурентный; парциальный; инженерно-психологический; рефлексивно-ценностный; ситуационно-комплексный; имиджевый; интегративный; акмеологический подходы (табл.2) [4,5,6].

Таблица 2

Подходы к изучению индивидуально-личностных особенностей руководителей 

№п/п

Подход к изучению индивидуально-личностных особенностей руководителя

Содержательная характеристика

Представители данного подхода

1

Коллекционный

Основан на представлениях, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности.

 А.И.Китов

2

Конкурентный

Предполагает наличие у руководителей особых, личностных  свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их  от других людей.

Э.С.Чугунова

3

Инженерно-психологический

Нашел свое отражение в анализе  систем управления и рассматривает руководителя как лицо,  принимающее  решение, анализируются психологические процессы переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся  в управленческой деятельности.

 

В. В. Спасенников

В.М. Львов

4

Рефлексивно-ценностный

Изучает  личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной  концепции управления.

Ю.Д.Красовский,

И. Е. Задорожнюк

5

Парциальный

Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность,  с психокоррекцией  системы  отношений

В. П. Зинченко

6

Ситуационно-комплексный

Рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях.

А. В.Филиппов

7

Имиджевый

Характеризуется изучением индивидуально-личностных качеств и созданием технологий формирования имиджа    руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям  той  или  иной социальной  группы.

А. Л. Журавлев,

 В. П. Позняков,

 Е. Д. Дорофеев

 

 

8

Интегративный

Предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей, позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении.

А. Антоновский,

А.И. Шапиро,

В. П. Зинченко

9

Акмеологический

Нацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во  взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального самосознания личности руководителя.

А.К.Маркова,

Е.А.Климов

10

Функциональный

Исследует основные подструктуры личности:

 - психофизиологическая (первичные познавательные процессы руководителя);

 - психологическая (мотивационная, эмоционально-волевая  и  интеллектуальная сферы, темперамент, характер, способности, интересы, знания, навыки и умения  руководителя);

- социальная (нравственные качества руководителя).

В. Ф. Рубахин,

 А. В. Филиппов

А. Л. Журавлев

 

        Анализ вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя показывает следующее:

  • анализируемые подходы основаны на авторском представлении о структуре личности, механизмах ее изменения и психологических требованиях к руководителю;
  • у авторов нет единства в определении компонентов многоуровневой  структуры личности руководителя;
  • большинство моделей разрабатывалось на основе исследований  личности руководителя первичного трудового коллектива и не отражает изменений, происходящих в современном обществе;
  • существенное влияние на методологию разработки структуры личности руководителя оказали классические модели личности, построенные Б. Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым, В. С. Мерлиным,  В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейном и Л. И.Уманским;
  • современный этап изучения личности руководителя характеризуется  переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену   разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности;
  • наметилась тенденция к поиску ядра структуры личности руководителя;
  • в осмыслении феномена личности руководителя недостаточное   развитие получили психосемантической, автобиографический, экспериментально-психологический, клинико-психологический и возрастной подходы.