Полный текст статьи
Печать

        Актуальность проблемы формирования нравственных ориентиров младшего школьника продиктована требованиями, которые предъявляются обществом к образовательному учреждению, необходимостью присоединения учеников к системе общечеловеческих и характерных россиянам ценностей, воспитания у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

        Проблема нравственных ориентиров личности с давних пор была объектом исследований психологов и педагогов. На протяжении многих тысяч лет понятие «нравственный ориентир» менялось, наполнялось наиболее новым содержанием [5].

        Проблему нравственного воспитания необходимо отнести к одной из самых острых в современном образовании. Нравственное развитие и воспитание учеников младших классов является одной из самых сложных задач воспитания в условиях современного образования. Современное российское общество столкнулось с проблемой безнравственности, цинизма растущего поколения, утратой нравственных ориентиров [3, 7].

        Нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вкладывал педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего добьется он самостоятельно в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

        Как раз младший школьный возраст предоставляет много возможностей для развития моральных качеств.

        Вопросы нравственности личности проанализированы в большом количестве работ отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и педагогов. Основные идеи о морали, нравственном становлении личности, её ценностных ориентирах представлены в работах следующих философов и социологов: К. А. Абульханова-Славская, Л., Б. С. Братусь, И. Кант, и др. [8].

        Психологические аспекты проблемы развития нравственных мотивов и потребностей выявлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, К. Роджерса, А. Маслоу, и др [1,4,6].

        Нравственные ориентации являются важным критерием во взгляде человека на окружающий его мир. Они обусловливают социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, устанавливая будущее жизни людей в сфере общества.

        Цель нашего исследования состояла визучении нравственных ориентиров и адаптивных поведенческих стратегий младших школьников.

        Исследуя работы по данной теме можно сказать, что существует необходимость проведения мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников. Программы по нравственному воспитанию младших школьников могут способствовать повышению уровня нравственности, развития нравственных качеств личности и умение применять эти качества в разных жизненных ситуациях. Способность воздействовать на индивида, с целью формирования у него нравственных качеств - это проблема, которую изучают многие ученые уже много лет. За этот срок было создано понятие о морали и моральном поведении человека, но возникли трудности о понятии нравственного поведения .

        Большой вклад для полноценного развития личности школьника, в систему непрерывного образования вносит начальная школа. Многие психологи пишут в своих работах о том, что именно в младшем школьном возрасте у детей повышается восприимчивость к усвоению истинных нравственных норм. И именно в этом возрасте необходимо вовремя передать ребенку все знания о нравственности, что благоприятно скажется на развитие личности в дальнейшем.

        Главным звеном в воспитании, определяющим нравственное развитие младшего школьника, является развитие гуманистического отношения к окружающим и эмпатию.

        Психологический замысел работы с детьми младшего школьного возраста по развитию нравственных ориентиров, состоит в том, что бы помочь продвинуться ребенку к высокому нравственному уровню, где он сможет самостоятельно принимать правильные решения в тех или иных ситуациях, а так же делать нравственный выбор.

        То, насколько будет успешен ребенок в данном виде деятельности зависит он профессионализма преподавателя, от его грамотности и правильности применяемых методов обучения. Но, кроме педагогического воздействия на развитие нравственных качеств личности младшего школьника оказывают влияние и другие факторы, такие как: социум, другие виды деятельности, ведущие типы общения, окружающая социальная обстановка и многое другое. Все дальнейшее поведение человека будет зависеть от того, как он в младшем школьном возрасте усвоил понятие нравственных норм и правил. Все эти знания помогут занимать правильную позицию для разрешения различных жизненных ситуаций.

        Стратегии борьбы со стрессами индивида представляют собой развитие человека с самого рождения. Наибольший интерес для исследования имеет младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети уже могут замечать особенности своего защитного поведения. Дети в этом возрасте в большинстве случаев используют эмоциональные способы борьбы со стрессами, нежели интеллектуальные. Дети активно реагируют на все окружающие изменения, они как правило могут носить позитивный или негативный характер, что в свою очередь активирует работу копинг-стратегий [2,4].

        Главным фактором, влияющим на развитие копинг-стратегии, является семья, главная функция которой защита. Не мало важными являются и отношения со сверстниками и учителями. Поэтому главное для полноценного развития ребенка является создание таких условий, где он будет чувствовать себя защищенным и сможет формировать адекватное поведение для разрешения трудных ситуаций может человеку гармонично развиваться и лучше адаптироваться в окружающем мире.

        Для исследования личности младших школьников были подобраны следующие методики:

1. Методика «Шкала социальной поддержки» (В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота)

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо (Г.М. Фридман).

3. Анкета «Гражданская позиция школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А.).

4. Методика «Диагностика уровня нравственной самооценки» (Т. А. Фалькович).

5. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).

        В исследовании участвовало 50 младших школьников в возрасте 7-9 лет.

         В ходе исследования мы выявили что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях получают, прежде всего, поддержку от собственной семьи.

        Также школьники указывают на то, что получают помощь и внимание со стороны других значимых людей. Они указывают, что у них есть особые люди, которые заботятся о состоянии и чувствах. Менее значимой для испытуемых выглядит поддержка со стороны друзей, они не всегда могут рассчитывать на них, когда им плохо.

        Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений (62%). Такие школьники имеют высокие познавательные мотивы, их интересы направлены на других людей, нуждающихся в помощи. Они добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других.

        Средний уровень выявлен у 36% младших школьников. Испытуемые благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений.

        Низкий уровень нравственных представлений имеют всего лишь 2% испытуемых, которые больше заботятся о собственных интересах без учета интересов других, они не любят ответственности и, с трудом принимают нравственные нормы. 

        Изучив гражданскую позицию школьников, получились следующие результаты 76% младших школьников имеют средний уровень гражданского самосознания. Такие школьники не всегда соблюдают нормы поведения в школе и в общественных местах, бывают не добросовестны в выполнении поручений. В зависимости от ситуации могут нарушать дисциплину на уроке.

        У 56% испытуемых младших школьников выявлен высокий уровень гражданского долга. Такие школьники охотно выполняют постоянные и временные поручения в классе, считают важным защищать Родину, служить ей, бережно охранять природу, уважительно относится к пожилым людям.

У большинства испытуемых школьников правовая культура имеет средний уровень развития (66%). Испытуемые не всегда понимают важность гражданской позиции, не всегда удается уважительно относиться к законам школьной жизни, брать на себя ответственность за собственные ошибки, проявлять нетерпимость к «плохим» поступкам своих сверстников, не поддерживая их агрессивное поведение. 20% школьников имеют низкий уровень правовой культуры, которые часто нарушают нормы поведения в общественных местах, считают плохое поведение своих сверстников актуальным для их возраста.

        По результатам исследования нравственной самооценки младших школьников выявилось, что 58% имеют высокий уровень нравственной самооценки. Школьники указывают, что они часто бывают добрыми со сверстниками и взрослыми, помогают одноклассникам, стараются вежливо отвечать на замечания других людей, контролируют свои негативные эмоции и поступки.

        У 42% младших школьников выявлен средний уровень нравственной самооценки. Такие испытуемые оценивая собственные проявления поведения указывают на тот факт, что они не всегда умеют сдерживать грубость, агрессивность по отношению к другим людям. Им сложно понять и простить плохие поступки своих одноклассников.

        Так же мы провели исследование копинг-стратегий младших школьников и выяснили, что для младших школьников в сложных ситуациях характерны такие совладающие стратегии поведения как:

1. «смена деятельности», что позволяет снять внутренне напряжение в связи с переключением на другую деятельность;

2. копинг-стратегия «общение» позволяет школьнику через взаимодействие с другими людьми справиться с беспокойством, высоким внутренним напряжением, получить поддержку из внешней среды;

3. «избегание», которое выражается в том, что школьники стараются закрыться от других, не обсуждать собственные проблемы, уйти от решения проблемы, избавиться от негативных мыслей, забыть неприятную ситуацию;

4. «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», которая указывает на то, что дети в негативных ситуациях стремятся не только к физическому расслаблению, но и к ограничению сенсорной информации для психического успокоения;

5. «отрицание». При отрицании переориентируется внимание, что помогает школьнику «отключиться» и не реагировать на нравоучение взрослых, отгородиться от негативных переживаний.

        Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование». Младшие школьники в конфликтной, стрессовой ситуации не используют эмоциональную разрядку с деструктивным проявлением («бью, ломаю, швыряю вещи», «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев», «воплю, кричу», «схожу с ума», «дразню кого-нибудь», «борюсь, дерусь с кем-нибудь»).

        Таким образом, несмотря на возраст младшие школьники в нашем исследовании реагируют на неприятные жизненные ситуации не с помощью эмоций, что является для детей самым приемлемым выходом, а используют интеллектуальные и поведенческие стратегии, переключаясь на отвлечение и осмысливание сложившейся ситуации.

        Обобщая результаты проведенного исследования можно отметить, что что младшие школьники в трудных жизненных ситуациях имеют поддержку семьи. Большинство испытуемых имеют высокий уровень нравственных представлений, гражданского самосознания, гражданского долга. У большинства испытуемых школьников правовая культура проявляется на среднем уровне. Младшие школьники имеют высокий и средний уровень нравственной самооценки.

        Среди копинг-стратегий младшие школьники выделяют такие как: «смена деятельности», «общение», «избегание», «стремление расслабиться и остаться наедине с собой», «отрицание». Менее выражены среди младших школьников такие копинг-стратегии как «невротические проявления» и «агрессивное и аффективное реагирование».