Полный текст статьи
Печать

      Одной из главных проблем современных высших учебных заведений является контроль и мониторинг уровня физического здоровья студентов. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, анализ состояния современной молодежи свидетельствует о продолжающемся его ухудшении. По данным научных исследований от 20 до 45% российских студентов входят в специальную медицинскую группу. Количество студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре, достигает 15%. Из вышесказанного становится ясно, что для поддержания высокого уровня образовательного и воспитательного процесса в вузе необходимо знать исходный уровень здоровья студентов. Состояние здоровья студентов определяется на медицинском осмотре. Эти данные хранятся в журналах групп, личных делах студентов, справках и т.д. Данные об уровне здоровья студентов одновременно могут понадобиться старосте, преподавателю, декану. Поэтому необходимо предоставить возможность оперативного извлечения нужных данных в удобном для анализа виде, предусмотрев разноплановость запросов, с целью контроля и ведения учета.

     Изучение феномена здоровье личности  носит междисциплинарный характер  и выступает в качестве объекта исследования таких современных областей человеческого знания как медицина, психология, педагогика, экология и др.

     Проблема физического, психического, душевного, духовного, нравственного здоровья в научных исследованиях является одной из востребованных и актуальных. В отечественных исследованиях данную  проблему изучали  в рамках психологии, психиатрии и психопатологии  такие ученые, как  В, А. Ананьев, П.Б. Аннушкин, И. В. Боев, Б.С. Братусь, В. М. Бехтерев,  Б.Д. Карвасарский, С. С. Корсаков, В.Н. Мясищев, Г. С. Никифоров и др. Большое внимание уделялось категории здоровья  в трудах зарубежных психологов и психиатров:  А. Адлер, А. Ассаджоли, С. Гроф,  А. Маслоу, К. Роджерс,  В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др. [2,3,6].

     Представляет научный интерес, на наш взгляд, определение категории «здоровье», которое предложил  один из ведущих отечественных ученых в области психологии здоровья   Г.C. Никифоров. Он выделил четыре основные концептуальные модели «здоровья»: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.  Данная модель представляет собой модифицированный и дополненный вариант биопсихосоциальной  модели, предложенной американским врачом Д. Эйн­джелом (1913–1999). По мнению зарубежных исследователей, биопсихoсоциальный подход сыграл в развитии психологии здоровья конца ХХ в. примерно ту же роль, что психoанализ – в развитии клинической психологии [4, 6, 7].

     Первая модель – медицинская содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

     Вторая модель – биомедицинская характеризуется отсутствием у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

     Третья модель – биосоциальная включает биологические и социальные признаки. Данные признаки рассматриваются в единстве, но главными из них являются социальные.

     Четвертая модель – ценностно-социальная рассматривает здоровье в качестве базовой человеческой ценности, для полноценной жизни, удовлетворения духовных и моральных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения [4].

     Обучение в университете предъявляет повышенные требования к здоровью молодежи и даже при положительных социально-экономических условиях связано  с большими интеллектуальными и психосоматическими нагрузками.

     Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов сложна и многогранна, нынешние социально-экономические условия не  дают возможности соблюдения здорового образа жизни. Здоровье студентов является необходимым условием приобретения профессиональных знаний. Анализ научных работ по проблемам здоровья студенческой молодежи, факторов, его определяющих, подтверждает необходимость углубленного исследования состояния здоровья студентов, прогнозирования, разработки комплексных мер по укреплению здоровья на основе информационных систем [5, 6].

     Существует необходимость осуществлять учет и контроль уровня здоровья студентов со стороны кураторов, преподавателей, деканатов факультетов и проректоров по воспитательной работе. Традиционные медицинские осмотры в вузах не дают полной картины о здоровье студентов. В этой связи появляется необходимость в дополнительных исследованиях, которые позволяют своевременно выявлять имеющиеся отклонения в состоянии здоровья и проводить их коррекцию. Исходный уровень тренированности и физической подготовленности  студентов определяется перед началом занятий физическими упражнениями с помощью контрольных тестов.

     Контроль уровня здоровья полностью возлагается на деканов и проректора по воспитательной работе. При этом если учесть, что помимо контроля, деканат и проректор выполняют множество других важных функций, то необходимость автоматизации данного процесса очевидна.

     Оценка уровня здоровья студентов определяется результатами медицинского осмотра. Данные об уровне здоровья студентов фиксируются в медицинских справках, личных делах, журналах группы каждого студента в отдельности.

     В результате оценки уровня здоровья студентов, становится возможным выявление студентов, которых можно отнести к следующим группам для занятия физической культуры: основной, подготовительной и специальной. Вовремя выявленные хронические заболевания, позволяют педагогу  правильно рассадить студентов в учебной аудитории, распределить нагрузку на каждого студента, время его работы за компьютером и т.д.

Деканат контролирует оперативное формирование различных видов медицинских документов. Основными из них являются: медицинская справка о группе здоровья для занятия физической культурой, медицинская карта студента. Помимо документов деканат осуществляет контроль информированности студентов о планируемых диспансеризациях, вакцинациях, медицинских осмотрах и т.д.

     Для оценки уровня здоровья можно использовать методику профессора Г.Л. Апанасенко, по которой проводятся измерения следующих показателей: роста студентов, их массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, силу кисти, уровень систолического артериального давления (САД) и время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы (20 приседаний за 30 секунд). По данной методике выделяют 5 уровней здоровья. Оценка осуществляется в баллах по следующей градации: I группа – низкий, II – ниже среднего, III – средний, IV – выше среднего, V – высокий [1].

     Для оценки уровня физической подготовленности можно использовать следующие контрольные тесты: 1) на определение скоростных качеств (бег на 100 м); 2) силовых качеств (у юношей – подтягивание на перекладине, у девушек – подъём и опускание туловища из положения лёжа на спине («пресс»); 3) скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места); 4) общей выносливости (у юношей – бег на 3000 м, у девушек – бег на 2000 м).

     Уровень здоровья - совокупность осредненных медико-демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических, нервно-психологических параметров людей в конкретной человеческой общности (в нашем случае – это студенты ВУЗов), позволяющая судить о ее жизнеспособности, работоспособности, физическом развитии, средней 
продолжительности жизни ее членов, способности их к воспроизводству здорового потомства [1].

     Оценка уровня здоровья студентов занимает особое место в менеджменте образовательным учреждением.

     Во-первых, результаты уровня здоровья являются одним из параметров диагностики и оценки физических возможностей студентов в оценке уровня здоровья молодежи.

     Во-вторых, результаты уровня здоровья студента являются одним из показателей учебно-воспитательной деятельности студента.

     В-третьих, уровень здоровья студентов – один из показателей отчетной документации.

     В ходе исследования текущих процессов контроля и оценки уровня здоровья студентов Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского  (факультет педагогики и психологии) было выявлено:

1. Большая часть работы деканата, связанная со сбором данных о студенте, не автоматизирована.

2. Слишком длительный и неудобный процесс сбора данных, необходимых для проведения анализа.

3. Отсутствие единой информационной системы, обеспечивающей централизованное хранение данных и автоматизированную подготовку всех необходимых печатных документов.

4. Отсутствие возможности хранения исторических данных, что делает невозможным отслеживание тенденций изменения уровня здоровья тех или иных студентов, групп.

5. Отсутствие возможности составления динамических отчетов, что делает невозможным быстро анализировать данные.

6. Неудобная форма импорта и экспорта данных о состоянии здоровья.

     В существующей базе данных информация о здоровье студентов хранится «как есть» в данный промежуток времени (справка о здоровье взятая в конкретный промежуток времени), и отследить изменения уровня здоровья тех или иных студентов невозможно.

     Так же одной из основных проблем, является то, что для составления полного отчета об уровне здоровья студентов в университете приходится привлекать работников учебно-методического управления.

     Кроме того, такие отчеты имеют фиксированный вид, и оценку уровня здоровья студентов приходится проводить вручную.

     В настоящее время большинство систем автоматизированного мониторинга состояния здоровья студентов университета позволяют получать те или иные аналитические отчеты. Однако всем им свойственен один недостаток: вид отчета является фиксированным и, как правило, его изменение требует привлечения программистов и сотрудников отделов автоматизации, а все данные аналитики хранятся в реляционной базе данных, что, при большом количестве накопившейся информации, существенно замедляет выполнение запросов.

     Данные по функциональному состоянию организма студентов университета, могут быть получены в результате обследования человека в трех «технологически различных» направлениях (табл.1).

Таблица 1

Описание направлений обследования функционального состояния организма студентов университета

Наименование направления

Назначение, требование к реализации

1

Интерактивное тестирование (ИТ)

Подсистема, предназначенная для создания и редактирования тестов, проведения тестирований и автоматической обработки результатов. Должны быть предусмотрены импорт/экспорт самих тестов и результатов тестирования в популярные форматы.

2

Врачебный осмотр (ВО)

Подсистема, позволяющая создавать автоматизированные рабочие места врачей-специалистов в области функциональной диагностики, обеспечивающая гибкость при расширении (предполагается, что у каждого врача свой собственный формат карточки медицинского ос­мотра), доступ к большому количеству специализированных справоч­ников (справочники по препаратам, прочие специализиро­ванные справочники)

3

Аппаратно-программная диагностика (АПД)

Подсистема, позволяющая создавать автоматизированные рабочие места операторов медицинских диагностических аппаратов, обеспе­чивающая широкие возможности по вводу в систему новых аппара­тов. В общем случае для каждого аппарата должны быть реализованы свои собственные средства анализа.

 

     Общую архитектуру системы мониторинга уровня здоровья студентов можно представить следующим образом: 

Рис. 1. Архитектура системы мониторинга состояния здоровья студентов университета. 

     Таким образом, все вышесказанное, раскрывает актуальность создания автоматизированной системы оценки уровня здоровья студентов, которая позволит отслеживать изменения,  без труда вносить новые данные,  оперативно извлекать необходимую информацию,  создавать информационные  отчеты, осуществлять мониторинг состояния здоровья студентов на разных этапах их обучения в вузе.