Конфликтология является междисциплинарной областью научных интересов философов, социологов, политологов, психологов, представителей самых разных научных направлений [1].
В целом ряде исследований по социальной и военной психологии показано, что конфликт – это способ разрешения возникшего противоречия или группы противоречий в коллективе. Не каждое противоречие вызывает конфликт. Конфликтные противоречия затрагивают социальные ценности, материальные и духовные потребности коллектива и личности, социальный статус людей, их моральное достоинство, престиж и т.п. [2,3,4 и др.].
Когда в непримиримой борьбе сталкиваются добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, порядочность и вероломство, долг и нечистоплотность исполнении служебных обязанностей. Когда имеет место конфликт [6].
Конфликтные ситуации возникают в тех случаях, когда взаимодействующие лица преследуют несовместные цели, либо одновременно в конкурентной борьбе стремится к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.
В работах по конфликтологии ученые классифицируют конфликты по отдельным характеристикам, а именно [5,9,12,14]:
- по длительности протекания (продолжительные, средней длительности и короткие)
- по содержанию (деловые, нравственные, бытовые)
- по объему (широкие – затрагивающие интересы значительной части коллектива, и - локальные – не выходящие за сферу интересов двух или нескольких сторон)
- по силе воздействия на участников (сильные – затрагивающие существенные - интересы, слабые – не затрагивающие коренных интересов личности).
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность коллектива, то он считается деструктивным; если влияние в итоге положительное, то конфликт является конструктивным.
При конфликтах в сфере служебной деятельности поводом, т.е. пусковым механизмом для конфликтов, как показано в военной психологии могу быть [7,11,15]:
- отсутствие в воинской части должного уставного порядка;
- низкая требовательность офицерского состава к подчиненным и отсутствие заботы о них;
- нарушение распорядка дня, порядка подчиненности;
- нарушение уставных норм взаимоотношений между военнослужащими;
- несправедливое использование дисциплинарной практики.
Военными психологами показано, что при конфликтах в сфере неслужебной деятельности поводом могут быть:
- эмоциональная неустойчивость отдельных военнослужащих;
- столкновение интересов военнослужащих;
- проявление неблагожелательности, нетактичности, грубости;
- морально-психологический;
- оскорбление чувств национального достоинства, чести, поругание памяти родных, близких, гражданских чувств;
- нанесение незаслуженной обиды, несправедливое действие со стороны - вышестоящих начальников;
- вызывающее агрессивное поведение.
Причинами конфликтов в воинских коллективах в сфере внеслужебной деятельности являются [8, 10, 13,16]:
- недоработки в воспитании военнослужащих, низкая общая культура;
- корыстные мотивы поведения ряда военнослужащих, проявление негативных черт характера;
- незнание правил общения, формул словесного обращения;
- незнание национально-психологических особенностей военнослужащих разных национальностей;
- невысокая культура единоначалия, низкая служебно-этическая культура отдельных офицеров.
Профилактика конфликтов, предупреждение конфликтных ситуаций, пресечение конфликтов, ликвидация их последствий - задача, которую повседневно необходимо решать командирам (начальникам).
Работа офицеров предупреждения и преодолении конфликтов охватывать решение следующих вопросов (рис. 1)

Рис. 1. Основные направления разрешения конфликтных ситуаций в коллективах с позиции военной психологии.
Социально-психологические исследования военных психологов показывают, что в подразделении, насчитывающем 50—70 военнослужащих, ежедневно могут происходить порядка 10 конфликтов различного уровня. Как правило, конфликт, оставленный без анализа и управления, перерасти в еще более резкое и остро негативное состояние. Конфликтные ситуации имеют свойство накапливаться как психологическое недовольство существующим положением и структурно выглядят как комплекс следующих элементов [2,10]:
1. Причина конфликта, мотив. Это может быть и материальная (ресурс), и социальная (власть в воинском коллективе), и духовная (идея, норма, принцип, мировоззрение, обычай, религиозные особенности) ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие.
2. Проблемы, не решенные дипломатическим путем, лежат в основе конфликта. Это противоречия, ради разрешения которых стороны вступают в противоборство. Борьба отражает стремление сторон разрешить эти противоречия. В ходе конфликта они могут затухать и обостряться.
Непреложным является тот факт, что основными участниками конфликта являются, сами военнослужащие. Их степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния. Выделяют несколько групп участников конфликта [4,7,11,16]:
1. Основные участники (противоборствующие силы) конфликта - те субъекты, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга, В ряде случаев возможно оперировать термином «оппонент» (в пер. с лат. возражающий, противник в споре).
2. Микрогруппы, отдельные индивиды неформального лидерского влияния, часто трактующиеся как возможные организаторы конфликта (подстрекатели). Из них могут формироваться «группы поддержки» оппонентов конфликта.
3. Макрогруппы и макросреда (не только ближайшее окружение личности, но и целые социальные группы, представителем которых является данный индивид, их нормы и традиции), в которых находятся и действуют военнослужащие-оппоненты. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.
Практически каждый конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные функции. Рассмотрим конструктивные функции конфликта:
1. Частичное или полное устранение противоречия, возникающего в воинской деятельности и межличностных отношениях, что позволяет ослабить психическую напряженность, служит средством самоутверждения личности, а также при аргументированном отстаивании своей позиции оппонент повышает свой авторитет в глазах окружающих.
2. Конфликт позволяет оценить индивидуально-психологические особенности военнослужащих — участников конфликта, относительную силу мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям, в определенной степени служит фактором развития личности, т. к. расширяет опыт взаимодействия человека с окружающими в трудных ситуациях.
3. Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности (особенно у представителей молодого поколения) — мотивом к изменению своих негативных и. возможно, социально неверных убеждений.
4. Конфликт обеспечивает выявление общественного мнения, отражает коллективные настроения, может стать для руководства зеркалом взаимоотношений в коллективе.
В целом ряде военно-психологических исследований показано, что одной из важнейших характеристик процесса руководства воинским коллективом, регулирования социально-психологического климата, предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений является качество принимаемых управленческих решений. На этапе подготовки неконфликтогенного управленческого решения необходимо [1,2,5 и др.]:
1. Построить подробную информационную модель актуального состояния конфликта.
2. Определить, проанализировать основные тенденции в развитии конфликта.
3. Решить проблему дипломатическим путем урегулирования путем переговоров между оппонентами.
4. Спрогнозировать дальнейшее развитие межличностных и обосновать управленческое решение, построив прогностическую модель, проработать стратегию блокирования возможных противодействий.
5. Представить конечную цель разрешения конфликта и
способы профилактической деятельности, направленной на дальнейшее
недопущение конфликта ситуаций.
Конфликт лежит в основе большинства случаев неуставных отношений в армии (дедовщины), поэтому, используя достижения современной науки, очень важно осуществить качественную подготовку различных категорий офицеров-воспитателей к целесообразной предупредительной деятельности и вывести на качественно иной уровень процесс профилактики неуставных взаимоотношений среди военнослужащих. Так как в последние годы количество фактов неуставных взаимоотношений среди военнослужащих в вузах и частях не уменьшается, качественный состав призывников на военную службу становится все хуже в связи с увеличением процента призванных военнослужащих с нервно-психологической неустойчивостью и предрасположенностью к противоправному поведению.
Концепция воспитания военнослужащих должна предусматривать предупреждение неуставных взаимоотношений, представляющее собой специфический и целеустремленный процесс профилактических воздействий и взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленный на выявление и устранение причин и условий, а также определение путей преодоления фактов неуставных взаимоотношений в военных вузах и воинских подразделениях.
В управлении конфликтных взаимодействием представляет интерес нескольких методик, рекомендаций, памяток разработанных военными учеными, войсковыми офицерами и успешно используемых в российской армии.
Практический интерес представляет методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении. Методика призвана помочь командирам повысить эффективность работы по созданию по созданию в подразделениях здоровой нравственно-психологической атмосферы. В основу методики положен принцип поэтапности. Каждый период службы, каждый этап жизни воина определены схемой действий, что предпринять, в какой последовательности и в какое время.
На первом этапе необходимо изучить каждое подразделение. Путем анкетирования военнослужащих, необходимо выяснить какое впечатление произвели на них первые дни службы (учебы), с какими трудностями, с какими проблемами бытового устройства, взаимоотношений в коллективе сталкиваются военнослужащие. Ответы должны быть анонимными, что повышает их искренность.
Второй этап – вызвать доверие военнослужащих к тому, что их мнение о каких-либо неурядицах, обидах будут услышаны. Если военнослужащий удивится, что офицеры все видят и на все реагируют правильно, то сдвиг в отношениях произойдет к лучшему.
С этого начинается «третий этап», цель которого - включить в работу по искоренению неуставных взаимоотношений силу коллектива, придать новой ситуации необратимый характер. Поднять общественность подразделений на борьбу негативными явлениями. Повысить роль сержантов в укреплении уставного порядка.
Третий этап предполагает, что каждый офицер возьмет за правило неукоснительную реакцию на малейшую проблему подчиненного. Успокоиться на достигнутом, отмахнуться очередной жалобы военнослужащего - значит вновь вызвать недоверие к своим поступкам и делам.
Обработка и анализ результатов исследований коллектива по социологической методике дает возможность выявить сложную сеть взаимностью притяжения и отталкивания людей.
Параметрический вариант социологии начинается с предложения каждому военнослужащему ознакомиться с текстами вопросов и выделить не более трех ситуациях (поставить знак «+») и не более трех человек, которых отвергли бы (поставить знак «-»).
Примерные социологические вопросы-критерии могут быть следующими [2]:
1. К кому из военнослужащих вашего подразделения Вы обратились бы в случае возникновения трудностей в освоении оружия, боевой техники?
2. Вашему подразделению предстоит сразиться в КВН военнослужащими другого подразделения. Кого бы Вы в первую опер? Кого бы Вы в первую очередь порекомендовали в вашу команду?
3. С кем из своих сослуживцев Вы хотели бы встретиться после окончания службы, может быть, пригласить на свадьбу?
4. Вам предстоит выполнить сложное служебное задание. С кем из своих сослуживцев Вы предпочли бы его выполнять?
Для определения персональных и групповых показателей (индексов) характеризующих коллектив и его членов, на основе изучения ответов полученных на поставленные вопросы, формируется социоматрица взаимоотношения в воинском коллективе.
В нашем случае подразделение военнослужащих одного из подразделений, исследованное по социологической методике, состояло из 10 человек. Общий вид сициоматрицы данного коллектива (военнослужащие обозначены буквами А,Б,…,К соответственно) представлены на рисунке 2.
|
Кто выбирает |
Кого выбирают |
Итого |
Всего выборов |
|||||||||||
|
№ позиции |
Член группы |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
L |
M |
+ |
- |
|
|
1 |
А |
|
+ |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
2 |
|
2 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
3 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
N |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
|
Итого |
+ |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
3 |
0 |
26 |
|
|
|
- |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
4 |
|
|
|
Всего выборов |
2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
0 |
|
|
30 |
|
Рис. 2. Социоматрица взаимоотношений в воинском подразделении.
На основе указанной матрицы построена социограмма (рисунок 3) . Из нее видно, что в представленном коллективе четко вырисовываются несколько микрогрупп курсантов ( на рисунке их три: первая - Ж,3,Г, вторая А,Б,Е,В, третья - В,И,Б). Их образуют 2-3 или более человек, вокруг которых концентрируются симпатии военнослужащих. Те, кто смог - добиться расположения наиболее авторитетного курсанта, образуют костяк микрогруппы, остальные, тяготеющие к ней, - периферийную часть.
В, Ж, И - лидеры коллектива, получившие наибольшее число положительных выборов. В то же время ни один из них не выступает выраженным лидером всего коллектива.
3 и Г; 3 и Ж и т.п. - имеют двусторонние положительные выборы, а Д и И - отрицательные выборы, причем Д - «отверженный». Военнослужащий К относится к «изолянтам».
Становится ясно, кто задает тон в коллективе, кто к кому тяготеет, кто кого не воспринимает.
После рассмотрения социограммы производятся несложные математические вычисления по формулам, которые позволят определить, такие важные показатели, как степень сплоченности (и разобщенности) коллектива (П), интенсивность взаимоотношений в не социометрический статус каждого военнослужащего (С):
Так, C=a(+)-a(-)/(N-l),
где N - численность коллектива;
а(+) - число положительных выборов, полученных человеком;
а(-) - число отрицательных выборов, полученных тем же человеком.
Тогда, например, социометрический статус военнослужащего В
Св= 4-0/10-1= 4/9 =0.44,
а социометрический статус военнослужащего Д
Сд= 1-2/10-1=-1/9 = - 0.11.
Таким образом, социометрический статус В намного выше, чем у Д.
Степень сплоченности воинского коллектива П определяется соотношению взаимоположительных и взаимоотрицательных выборов формуле
П = А(+)-A(-)/N*(N-l),
где А(+) - количество взаимоположительных выборов;
А(-) - количество взаимоотрицательных выборов.
В приведенном примере П = 26 - 4/10*(10-1) = 22 /90 = 0.24.
Исходя из общепринятых показателей (рис. 3) можно говорить средней сплоченности исследованного воинского коллектива.
Систематическая работа в коллективе по социометрической методике дает богатейшую информацию о динамике отношений, позволяет следить за становлением коллектива, оценивать эффективность воспитательной работы (рис.3).
|
«П» < 0,05 |
Сплоченность очень незначительная |
|
0,05 <«П» <0,1 |
Сплоченность низкая |
|
0,1 < «П» <0,3 |
Сплоченность средняя |
|
0,3 < «П» < 0,5 |
Сплоченность высокая |
|
«П» > 0,5 |
Сплоченность очень высокая |
Рис. 3. Средняя сплоченность воинского коллектива.
Управлять общественным мнением, настроением в коллективе формированием его традиций можно, работая с лидерами микрогрупп. Если удается убедить лидера в необходимости того или иного шага, и решения, его мнение неизбежно станет мнением тех людей, которые входят в его микрогруппу. Существование микрогрупп в коллективе явление закономерное. По отношению к задачам, стоящим перед коллективом, группы могут быть ориентированы благоприятно.
Вывод: Социометрические исследования показывают, что для успешного управления конфликтными ситуациями необходимо прогнозировать возможные конфликты, для чего необходимо учитывать персональные и групповые социометрические индексы и статусно-ролевые позиции военнослужащих.
М.
А. Сущенко