Полный текст статьи
Печать

     Современные духовно-нравственные ценности общества и личности в психолого-педагогической литературе связывают с такими категориями как добра, благо, добродетель, долг и совесть, любовь и счастье, миролюбие, достоинство, честь, взаимоуважение [1,2,3 и др.].

     Сравнение этических учений мировых религий показывает, что, несмотря на существующие в них различия, их этические требования предлагают общий кодекс поведения, который может быть сведен к 10 Библейским заповедям [3].

     В них заложены общие задачи - помочь человеку быть человеком, обрести чув­ство солидарности с другими людьми. Христианское православное мировоз­зрение признает в качестве высшей ценности человека созданного по образу и подобию Бога-творца, наделенного свободой выбора. Человек сам призван быть творцом - в этом его высшее назначение. Призванный Богом к творчест­ву, человек не в состоянии самостоятельно, без помощи Божией совершить творческий подвиг, имеющий космическое значение. Об этом свидетельствуют признания многих великих художников, говорят ли они о вдохновении, о все­ляющейся в них необъяснимой сверхрассудочной силы, или, как Гайдн, с чет­ками в руках молятся Всевышнему о ниспослании Святого Духа. Если без по­мощи Божией творчество, по словам Достоевского, это - «каторжная работа», то при вдохновении, при наитии Святого Духа творческий процесс осуществля­ется с такой легкостью и быстротой, что вызывает удивление у самого творца, который порой не может поверить в то, что созданное произведение является его собственным творением. И это вполне понятно - «состояние творческого экстаза есть состояние обожения, и в этом состоянии творит уже не человек, а богочеловек», - указывает И. Н. Экономцев [2].

     Вопрос духовной ориентации является главным. Потребность веры, по Ф. М. Достоевскому, есть главная забота человека и человечества.

      Обратим внимание на современную школу. Что получают учащиеся за время пребывания в ней? Преимущество отдается естественным дисциплинам, рациональное превалирует над эмоционально-чувственным. Человек стал объектом науки. Рациональный конструктивизм довлеет над потребностями души и сердца человека.

     Великое православное наследие содержит богатейшие методические, технологические средства воспитания человека. Нужно ли искать технологии обучения и воспитания в учебных заведениях Запада, если в православной пе­дагогике есть столько невостребованных сокровищ? Даже идеи прогресса и свободы, столь повлиявшие на современную ментальность и подчас приводившие к богоборчеству, возник­ли под мощным христианским влиянием и не могут быть глубоко и адекватно поняты вне контекста христианской культуры. Русь нужна миру как Русь Фео­фана Грека и Андрея Рублева, Александра Пушкина и Федора Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции [4].

     Формирование человека на православных традициях со времен равноапо­стольного князя Владимира, сделавшего выбор более 1000 лет назад, означает формирование ответственного отношения к жизни, стремления к ее улучше­нию, доброжелательного отношения к миру, утверждение благодати и красоты, которая, по словам Достоевского, «спасет мир». Православие ориентирует че­ловека на нравственный героизм, строгость, стремление соотнести себя со слу­жением высшему идеалу, утверждает индивидуальность, наполняет жизнь на­стоящим смыслом, предоставляет выбор, в котором есть Божие избрание. Чело­век самостоятельно делает выбор в земной жизни и этим определяет свое будущее.

     Православное воспитание и образование испытано многовековым опы­том. Оно содержит богатую культуру, особое неповторимое художественно-эмоциональное восприятие мира и религиозную психологию народа. «Поуче­ния» Владимира Мономаха, «Поучения» Григория, епископа Новгородского, сочинение князя Владимира Всеволодовича не потеряли своей актуальности и сегодня. Практически значимыми остаются не только для православной, но и для светской педагогики идеи о непреходящем значении роли труда. Труд по­стоянный, неустанный - труд души и тела - основной фактор в жизни челове­ка, - поучают авторы педагогических сочинений [4].

     В чем сущность христианской педагогики? Какие ее идеи актуальны и могут быть применимы в учебно-воспитательном заведении? В современной социокультурной ситуации, когда складывается новая парадигма педагогиче­ского мышления, особую актуальность и значимость приобрели идеи человеко­ведения, личностно-ориентированного обучения и воспитания. Эти идеи всегда оставались основными в христианской педагогике.

     Я. А. Коменский (1592-1670) - выдающийся славянский педагог и бого­слов. В трудах «Великая дидактика», «Очерк народной школы», «Отверстая дверь языков», «Мир в картинках» и «Материнская школа» (известная также как «Школа детства») первостепенное значение придавал раскрытию естест­венных сил человека, природному влечению ребенка к добру, знанию, свету. Коменский обосновал принцип «природосообразности». Господь дает душе природные силы, их необходимо раскрыть. Педагог призван видеть свет в ре­бенке и своим прикосновением к его душе дать возможность увидеть в окру­жающем мире добро и свет. Основным условием осуществления педагогиче­ской деятельности должно быть любовное внимание к природе ребенка [6].

     Одним из основных в христианской педагогике выступает принцип сво­боды. Сущность свободы в воспитании получает обоснование, когда признает­ся бессмертие. С одной стороны, принцип свободы определяет воспитание как подготовку к бессмертию, с другой - как подготовку личностного духовного мира к овладению даром свободы. Поскольку свобода не есть нечто внешнее, а растет изнутри, постольку она должна найти свои пути осуществления. Чело­век призван к свободе, но устоять в ней очень трудно. Это дар Божий, не дан­ный как «готовый» [7].

     Человек должен воспитать свои силы, чтобы овла­деть собой, чтобы найти самого себя, понять путь свободы и овладеть ее тай­ной. Это есть общая воспитательная задача каждого христианина. Но воспиты­вать на основе свободы можно только в свободе, так как только в опыте свобо­ды человек научается ей. Показать свободу путем определения ее границ нель­зя [8].

     Христианские педагоги считают, что забота только о развитии разума часто бывает источником душевных заболеваний. Поэтому забота педагога - воспитание души или «педагогический эмоционализм», т. е. развитие эмоцио­нально-чувственной сферы личности, а не только увлечение интеллекту­альным развитием, ибо от «здоровья чувств зависит духовное здоровье человека». Это важное положение часто игнорируется школой, а христианская педагогическая мысль гласит: «Развит духовно не тот человек, который только понимает, но тот, кто правильно оценивает и верно действует». Духовное здо­ровье связано с развитием воли. Выработка воли ценна, если в душе жив идеал. Воля есть лишь инструмент, она не есть самоценность, она нужна как средство осуществления идеала [9].

     Резюмируя опыт христианской педагогики, выделим те непреходящие образовательные ценности, которые являются актуальными, практически зна­чимыми при их теоретическом и практическом использовании в современной педагогической практике школ, гимназий, лицеев. Среди них [2,4,8 и др.]:

  • воспитывающая и обучающая среда (ВОС);
  • принцип природосообразности; идея естественного развития;
  • принцип активности, конкретности, самостоятельности и самодеятельности;
  • принцип действенности христианской культуры;
  • принцип целеполагания и знание педагогом материала, с которым ра­ботает; изучение души ребенка на основе психологии;
  • « идеал гармоничной личности, или идея гармоничного развития личности;
  • иерархия в развитии сил и всех сторон личности; учет иерархической структуры человека;
  • школа есть лаборатория жизни и является целостной системой, в ней проходят все жизненные процессы;
  • идея целостной школы: целостное воспитание - целостная личность (интеллектуальное развитие, воспитание души, духовное здоровье, воспитание христианской культуры);
  • идея непрерывного движения по пути к совершенству, внутренняя ра­бота над собой;
  • принцип самоустроения; поиск условий гармоничного развития личности.

     Таким образом, опыт деятельности христианских педагогов, несомненно, актуален. При его реализации в вузе необходимо в учебные программы включать дисципли­ны, спецкурсы, факультативы по изучению богатого наследия  право­славной культуры. Важна также специальная подготовка педагогов с целью применения в современной практике ценностных ориентиров христианской педагогики.