Полный текст статьи
Печать

В 2015г. численность интернет-пользователей составила 2405518,376 человек. Из них 44,8 % приходится на азиатский регион, на Европу – 21,5 %. Лидером в этой сфере выступает Соединенное Королевство – 1145 евро. На втором месте находится Австралия – 1011 евро. Затем следует США – 715 евро.

В России расходы не столь велики и составляют 63 евро в год, что свидетельствует о недостаточном развитии логистики и сервиса, а также определенной степени недоверия к электронным магазинам.

Российскому рынку электронной коммерции свойственны свои уникальные черты. Например, удобство доставки заказа на дом является одной из самых распространенных причин покупки в США, но только 19 % покупателей в России нашли это преимуществом. Вместе с этим, 27 % покупателей отмечают, что причиной заказа в интернете становится недостаточно большой выбор в обычных магазинах. Российский рынок онлайн торговли по итогам 2015 г. оценивается 12 млрд. долл. Доля России в мировом «пироге» торговли через сеть составила всего 1,4 %. Оборот в Российской Федерации меньше в 4,5 раза, чем оборот самого крупного онлайн-ритейлера компании Amazon. Отечественный рынок сравнивается по обороту с бразильским, при том, что темпы роста рынка в России выше. Если сравнивать с Европой, то доля России составляет около 7 %, при этом темпы роста в Западной Европе в среднем составляют 11 %, а наибольший рост показывают Италия и Испания, где рынок интернет-торговли растет примерно на 18 % в год.

В результате, доля онлайн продаж в совокупном обороте розницы в России заметно ниже, чем в других странах, и составляет менее 2 %. Доля России в мировом объеме интернет торговли все еще отстает от ее доли в объеме розничных рынков. Несмотря на это, Россию считают претендентом на звание одного из самых быстро развивающихся рынков в мире. Прогнозируется рост проникновения электронной торговли уже к 2020 году до 7 %, а сам объем рынка возрастет до 72 миллиардов долларов.

Основными причинами, тормозящими развитие российского электронного рынка по сравнению с традиционным, являются:

-        отсутствие полноценной соответствующей нормативной и законодательной базы, из-за чего возникает проблема защиты прав интеллектуальной собственности на товар или услугу, проблемы финансового и договорного характера. Вследствие этого возникает недоверие со стороны инвесторов, возможных покупателей, снижаются темпы развития;

-        отсутствие уверенности в том, что как партнер, так и товар или услуга действительно реальны; различия в традициях и правилах по ведению бизнеса в этих компаниях;

-        существуют угрозы в сфере безопасности электронной коммерции. Для того чтобы свести их к минимуму, должны быть использованы надежные и эффективные механизмы, которые гарантировали бы конфиденциальность, идентификацию и авторизацию;

-        отсутствие квалифицированных специалистов с соответствующим опытом работы и, как следствие, проблема привлечения новых. Поэтому большое внимание стали уделять Интернету (дизайнам различных проектов), а не традиционной торговле, и вследствие этого в бизнесе теряются потенциальные покупатели [1,2]. 

 Организация продаж через Интернет предоставляет широкие возможности предприятию, с помощью использования интернет-технологий компания может добиться увеличения прибыли за счет экономии на трансакционных затратах, сокращения каналов сбыта, роста объема продаж и уменьшения расходов на маркетинг. Однако, чтобы определить, насколько выгодно начать работать в режиме онлайн, необходимо оценить охват аудитории, выявить ту часть потенциальных потребителей, которая использует интернет-ресурсы в повседневной жизни.

 Перед выходом на рынок онлайн-торговли компания должна знать, с какими товарами ей будет выгоднее работать. Для этого необходимо оценить, какие именно категории товаров приобретают пользователи в российских интернет-магазинах. Данные, показанные на Рисунке 1 свидетельствуют о том, что российские потребители предпочитают покупать мелкую бытовую технику, электронику, одежду и обувь. Несмотря на это, с каждым годом увеличивается количество товарных позиций по каждому виду товаров. Также растет численность предпринимателей, работающих в сети. Так, в 2013 году их численность составила 15% от общего числа коммерческих компаний, а в 2014 году их доля достигла 23%, что указывает на рост популярности данного канала продаж.  

Рисунок 1. Структура продаж российских интернет-магазинов по категориям товаров в 2014 году (в процентах от общего числа покупок)

Эксперты предполагают, что в России электронная коммерция будет расти за счет регионов, что связано с их экономическим развитием и «освоением» гражданами Интернета [3].

Если говорить о перспективах развития рынков электронной коммерции в РФ, то предполагается появление большего числа «продвинутых» магазинов, которые станут формировать основу на рынке. Примерно останется пятнадцать сильнейших игроков, слабые превратятся в селлеров, как это совершается сейчас в США на ebay.com или amazon.com (подробнее см. [4]). И сегодня у интернет-магазинов России еще есть возможность попасть в число лидеров отрасли. Состояние электронной коммерции в России по сравнению с Европой несколько иное, но аналитики утверждают, что в нашей стране электронная коммерция становится все более популярной.

В настоящее время рынок электронной коммерции в Российской Федерации находится на этапе интенсивного развития (см. Рисунок 2).  

Рисунок 2. Объем рынка электронной коммерции в России (млрд. руб.) 

Сегодня электронная коммерция в России развивается стремительными темпами, что во многом связано с развитием информационных технологий. Если в 2013 г. у большой части населения страны был велик страх онлайн-оплаты, то нынешний объём интернет-продаж явно иллюстрирует всё большее избавление от него: сегмент электронных платежей составил в 2014 г. 476 млрд. рублей, показав прирост по сравнению с предыдущим годом в 36 % [3].

Серьезными препятствиями на пути развития рынков электронной коммерции в РФ в настоящее время остаются: большие недоработки в нормативной и законодательной базах, вопросы безопасности онлайн-операций купли-продажи, а также конфиденциальности личной информации и прав интеллектуальной собственности, юридические и налоговые риски. Национальной чертой России в данном вопросе выступает человеческий фактор – большая часть населения не доверяет электронной коммерции, придерживаясь консервативных взглядов.

Другими тормозящими факторами выступают неразвитость инфраструктуры, слишком высокая стоимость доставки, доминирование приграничных онлайн-магазинов. Несомненно, для ускорения темпов роста электронной торговли требуется комплексное решение вышеназванных проблем. Развитие логистики, инфраструктуры и законодательства в данной области – ключевые аспекты для дальнейшего подъема интернет-ритейлинга в России. Также на дальнейшее развитие указывает растущая популярность социальных сетей, что также способствует торговле.