Полный текст статьи
Печать

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначены главные требования к предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Одной из основных учебных программ, которая занимает особое место в системе начального образования, является учебная программа по математике, роль которой в развитии ребенка необычайно велика. Она призвана развивать логику и оттачивать гибкость мышления младшего школьника. Содержание программы по математике наполнено большим количеством неопределяемых, отвлеченных и абстрактных понятий, при знакомстве с которыми школьникам сложно связать данные понятия с практической деятельностью человека. Кроме этого педагоги стремятся охватить на уроках достаточно большой пласт новых знаний, что приводит к тому, что школьники не только не считают математику интересным и увлекательным предметом, но и воспринимают его негативно.

Познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Мокеева С.В., Кувалдина Е. А. раскрывают особенности и основное содержание процесса развития познавательного интереса старших дошкольников. «Познавательный интерес в процессе развития детей дошкольного возраста проявляется многозначно. Можно выделить следующие его особенности. Во-первых, он выступает как средство живого и увлекающего ребенка обучения. Во-вторых, как сильный мотив к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности. В-третьих, как предпосылка формирования готовности личности к дальнейшему образованию» [4].

В процессе исследования были определены особенности и основные условия развития познавательного интереса младших школьников.

Одним из средств развития познавательного интереса на уроках математики в начальной школе является исторический материал. Его грамотное включение в урочную и внеурочную деятельность по математике способствует: развитию познавательного интереса к математике, формированию предпосылок научного мировоззрения; обеспечению более полноценного усвоения математической терминологии; ценностному отношению к математическим знаниям;  нравственно-патриотическому воспитанию [2]. Уроки с использованием исторического материала привлекают детей с разным уровнем познавательного интереса, что положительно сказывается на самом процессе обучения.

Вопросами использования исторического материала в обучении занимались многие известные ученые-математики: И. Я. Депман, Г.И. Глейзер, Б.В. Гнеденко, А.В. Дорофеева, К.А. Рыбникова, В.Д. Чистенко,  каждый  из которых выделял свои проблемы использования исторического материала на уроках математики в начальной школе.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме использования исторического материала на уроках математики в начальной школе, следует сказать, что математики и методисты выделяют следующие проблемы использования исторического материала:

- в образовательной учебной программе нет информации о том, какие сведения из истории математики необходимо сообщать младшим школьникам, в каком классе, в каком количестве и по каким темам математики;

- школьные учебники математики начальной школы содержат очень мало исторических сведений;

- затруднительным, в методическом аспекте, является отбор материала по конкретному вопросу истории математики и включение его в урок;

- как в урочной деятельности совместить исторический материал с изучением  раздела математики;

-  каким должен быть объем исторического материала, изученного на уроке и обязательного для запоминания;

-  использование исторического материала, выходящего за пределы программы школьного курса;

-  сложность выбора формы представления исторического материла [1, 2].

Все они имеют особое значение, однако все же самой главной проблемой является то, какой исторический материал необходимо использовать в начальной школе.

Анализ методической литературы позволил выделить следующие виды исторического материала, который доступен для изучения младшим школьникам: сведения из истории математических понятий (этимологические справки по терминам), краткие факты из истории математики, краткие сведения из биографий математиков, использование старинных приёмов счёта на практике. Также можно выделить в отдельную группу текстовые задачи: имеющие историческое содержание, старинные задачи, а также задачи, в которых содержаться межпредметные связи по математике и истории (например, использование знаменательных дат) [1, 2].

Исторический материал, используемый в процессе обучения, может быть представлен при помощи разных средств и в разнообразных формах. Для своих сообщений учитель может выбирать различные формы изложения материала, например:

-     рассказ;

-     тексты по истории старых учебников математики;

-     решение старинных задач;

-     решение познавательных заданий исторического характера;

-     подготовка детьми сообщений и докладов.

Каждая из перечисленных форм несет в себе определенное значение. Также исторический материал может быть представлен при помощи различных средств, выбор которых зависит от степени эффективности. Зная о формах и средствах представления исторического материла, необходимо также задумываться, на каком типе урока и на каком этапе урока целесообразнее использовать исторический материал.

В настоящее время существует большое количество учебно-методических комплектов, каждый из которых направлен на всестороннее развитие ребенка. Одними из основных учебно-методических комплектов, чаще всего используемых в образовательных учреждениях, являются: «Гармония», «Перспектива», «Школа2000»,  «РО система Л.В. Занкова»,  «Школа России»,  «Планета знаний».

Анализ учебно-методических комплектов, которые используются в современных школах, позволил сделать следующие выводы:

1.Не все современные учебные программы предполагают введение исторического материала в процесс обучения математике.

2. В основном исторический материал представлен в виде страничек истории, которые знакомят учащегося с разнообразными событиями,  учеными и понятиями и старинных задач, взятых из древних математических сборников.

Наиболее насыщены историческим материалом программы «Школа 20002», «РО система Л.В. Занкова» и «Г.К. Муравин, О.В. Муравина». В этих программах исторический материал представлен в разнообразных его формах и достаточно крупном объеме.

Нами была проведена опытная работа на базе МОБУ «Гимназия №3» г. Оренбург во 2 классе. А именно было проведено диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса учащихся 2 класса с помощью анкетирования (автор Мутлу Н.В.) и получены следующие результаты: низкий уровень показали 38,8 % учеников из класса, эти дети не инициативны и несамостоятельны в процессе выполнения заданий, очень быстро теряют интерес к ним и проявляют отрицательные эмоции, не задают познавательных вопросов.

Средний уровень развития познавательного интереса показали 66,6 % учеников: самостоятельны в решении задач, не теряют эмоционального отношения к задаче, обращаются за помощью к учителю.

Высокий уровень развития познавательного интереса показали 24,6 % учащихся – они инициативны, самостоятельны, демонстрируют желание учится.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что у детей уровень развития познавательного интереса не достаточно высок.

В связи с этим был сконструирован комплекс занимательного исторического материала, направленный на развитие познавательного интереса учащихся 2 класса в процессе обучения математике. Работа проводилась по темам «Метр», «Прямоугольник. Квадрат», «Сотня. Счет сотнями» и др. К каждой теме подобраны различные виды исторического материала, цель которого вызвать интерес у учащихся.

В качестве примера приведем несколько фрагментов уроков с использованием исторического материала на уроках математики во втором классе по учебнику Л.Г. Петерсон.

1.Фрагмент урока получения нового знания по теме «Сотня. Счет сотнями».

Этап мотивации к учебной деятельности: «- Давайте познакомимся со счетной единицей – сотней. Эта единица для вас новая. Известно ли вам, как появилось число 100, и как появилось его название? (предположения детей).

- Нам с вами известно, что цифры появились не сразу. Цифры, которые мы используем с вами сейчас для записи чисел менялись на протяжении многих веков. Изменение написания цифр происходило одновременно с развитием письменности. (Использование презентации) Так, в Древнем Египте для обозначения числа 100 использовали пальмовый лист, который был свернут; римляне для обозначения этого числа использовали латинскую букву C. Каждый народ использовал свои символы для записи чисел, и, соответственно, имел свои системы счисления. Однако около полутора тысяч лет назад в Индии стали использовать цифры, имеющие тот же вид, что и современные, однако называем мы их арабскими, так как впервые в дошедших до нас трудах древних математиков они стали использоваться в трудах арабов, которые заимствовали их у индийцев [1]»

2. Фрагмент урока рефлексии на тему «Метр».

Этап актуализации знаний: «- Ребята, какие старинные меры длины вам известны? (Пядь, фут)

- Что мы знаем об этих мерах длины? (Пядь - одна из самых старинных мер длины, название которой происходит от слова пять – кисть руки. Измеряется при помощи вытянутых пальцев руки.  Фут – мера длины, позаимствованная из английской системы мер длины. Измерялся при помощи ступни человека).

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще несколькими старинными мерами длины. Локоть – это древнейшая мера длины, которая измерялась при помощи локтя человека.  В основном ею измеряли  изготовленную пряжу.

Сажень это мера длины, которая использовалась еще в начале XI века и измерялась при помощи размаха рук».

3.Фрагмент урока открытия нового знания на тему «Прямоугольник. Квадрат».

Этап  актуализации нового знания: «- На этом уроке  мы с вами продолжим говорить о геометрических фигурах и начнем знакомиться с прямоугольниками. Скажите, что такое прямоугольник? (высказывания детей). Сегодня мы познакомимся с одним из видов прямоугольника – квадратом. О квадрате нам расскажет специально подготовленный эксперт.

К доске выходит ученик, готовивший доклад:

-Слово квадрат образуется от латинского корня, который переводится как четыре. В Древней Индии квадратом обозначали четыре стороны света, а в Китае  гармонию мира.

После рассказа ученик показывает презентацию с  иллюстрацией квадрата в древних государствах».

4. Фрагмент урока открытия нового знания на тему «Площадь фигур».

Этап мотивации к учебной деятельности: Рассказ учителя:

«… Мы с вами уже познакомились с  некоторыми геометрическими фигурами и научились вычислять периметр фигур. Сегодня мы узнаем, что такое площадь фигур.  Понятие площадь использовалось еще в древности. Так, в Древнем Египте были установлены налоги на владение земельными участками. При этом было необходимо вычислять площади участков. Нил часто разливался после проливных дождей, в результате чего происходило изменение его русла, и, как следствие, происходил смыв границ земельных участков. Поэтому египтянам приходилось часто отмерять новые земельные участки, осуществляя измерение их площади. Именно к этому относят зарождение науки геометрии. В переводе с греческого языка слово геометрия означает землемерие».

5. Фрагмент урока развивающего контроля на тему «Объем фигуры».

Этап урока актуализация знаний: «- Сегодня мы с вами выяснили, что для нахождения объема фигуры нужно  площадь основания умножить на высоту  фигуры. Полученная нами формула вычисления объема фигур была известна в глубокой древности. Еще египтяне, вавилоняне, китайцы и индийцы вычисляли объемы зерновых амбаров и других сооружений при помощи этой формулы. Среди замечательных греческих ученых, разрабатывающих теорию объемов, был Демокрит и Евклид».

На примере фрагментов уроков, мы показали, что исторический материал можно использовать в любом типе урока и на любом из этапов. Так, иногда данный материал целесообразно включать перед непосредственным объяснением новой темы, в этом случае он будет мотивировать необходимость и значимость этой темы и будет способствовать появлению интереса учащихся к ее изучению, иногда возможно включить его в отдельные вопросы рассматриваемой темы урока, а иногда целесообразно рассмотреть исторический материал как обобщение уже изученной темы математики начальной школы.

Внедрение исторического материала в предмет математики в начальной школе имеет огромное значение для общего развития школьника, а также формирования у него таких качеств личности, как уважение и  бережное отношение к историческому материалу.

По итогу занятий отмечено, что это лишь небольшая часть собранного материала, который будет использован на последующих занятиях и в кружковой работе. К тому же все задания ребята выполняли с удовольствием.

По результатам проведенной работы были разработаны методические рекомендации по подготовке к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал.

Также были определены условия эффективного использования исторического материала на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся:

– исторический материал должен рассматриваться в качестве одного из основных средств развития познавательного интереса учащихся;

– при использовании исторического материала на уроках математики необходимо учитывать психологические особенности детей конкретной возрастной группы, а также выявленные в методике математики начальной школы методы и приемы организации уроков с применением исторического материала;

– использование исторического материала на уроках математики должно носить систематический характер.

При соблюдении этих условий использование исторического материала на уроках математики станет одним из основных из средств, способствующих развитию познавательного интереса учащихся и углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора и повышению общего уровня культуры учащихся.