Полный текст статьи
Печать

В настоящее время большую популярность приобретает проблема школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. Школьная тревожность, как отмечает А.М. Прихожан, «выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников» [3]. Многие отечественные ученые, такие как Р.С. Немов, Л.С. Славина, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Л.И. Божович, Е.В. Савина тоже рассматривали в своих исследованиях понятие школьной тревожности, факторы ее проявления и пути коррекции. Психологическая коррекция – это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые, согласно принятым критериям, не соответствуют оптимальной модели. Коррекцию также применяют с целью преодоления различных трудностей, что в дальнейшем способствует полноценному функционированию индивида.

В. И. Долгова, Е. В Барышникова, С. С. Оленникова отмечают «возрастно-специфические формы проявления тревожности у младших школьников. Ими отмечается разнообразие проявлений школьной тревожности, которая объясняется разнохарактерностью причин, ведущих к школьной дезадаптации. К ним относятся следующие: ухудшение соматического здоровья; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; рассеянность; снижение концентрации внимания на уроках; страх опоздать в школу; страх потерять или испортить школьные принадлежности» [2].

Для педагога психологическая коррекция определяется как совокупность специальных психологических воздействий на личность учащегося с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте включает специальные средства и техники, которые направлены на снижение уровня тревожности. Большинство отечественных психологов, таких как Е.Новикова, Е.К.Лютова, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, М.И.Чистякова считают, что коррекцию тревожности нужно вести в трех направлениях: повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности; учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Параллельно с направлениями коррекции психологи выделили несколько форм психологической коррекции:

  1. Индивидуальная форма предполагает работу с ребенком один на один, при отсутствии посторонних.
  2. Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по несколько человек, которые имеют схожие проблемы.
  3. Групповая форма состоит в использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают между участниками группы. Данная форма является более эффективной при решении проблем, возникающих в сфере общения.
  4. Смешанная форма включает в себя преимущества индивидуальной и групповой коррекции и позволяет использовать комплексный подход к решению проблемы.

Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций при сотрудничестве психолога, учителя, родителей, в зависимости от того, кто в дальнейшем будет вести коррекционную работу с ребенком.

При организации работы по коррекции школьной тревожности соблюдается ряд принципов. Отечественные психологи рассматривают шесть принципов психологической коррекции:

1.Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип предполагает, что диагностика должна предшествовать психологическому влиянию и служить средством контроля изменений личности, эмоционального состояния, поведения, а также выступать средством контроля психологической коррекции.

2.Принцип «нормативность» предполагает учет основных закономерностей психического развития ребенка. Обязательно необходимо учитывать возрастные нормы.

3.Принцип коррекции «сверху-вниз», сформулированный Л. С. Выготским,  определяется ведущей ролью процесса обучения для психологического развития ребенка. Согласно этому принципу, необходимо создать зону ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто школьником.

4.Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуального подхода при выборе целей, заданий, способов и программ психологической коррекции. Индивидуальность и уникальность каждого ребенка делает невозможным использование единого шаблона психологической коррекции ко всем учащимся.

5.Принцип системности предполагает учет сложного характера психологического развития в онтогенезе.

6.Принцип деятельности предполагает, что упор на ведущую деятельность и чередование разнообразных видов деятельности делают процесс психологической коррекции продуктивным и более эффективным, вызывая у ребенка интерес, определяют мотивационный аспект психокоррекционного влияния.

Коррекция тревожности должна проводиться комплексно психологом и учителем, и включать в себя три этапа:  диагностический, коррекционный и этап оценивания эффективности коррекционной работы.

Диагностика школьной тревожности детей проводится с помощью таких методов, как метод наблюдения, экспериментальное исследование, экспериментально-психологические методики.

При работе с тревожными детьми необходимо учитывать их особенное отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Такие дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно воспринимают неуспех и избегают его. Одновременно им очень сложно дать оценку результату своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой стороны, оно делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, учителя в его глазах. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление ребенка «делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы».

Поэтому, по отношению к тревожным детям используются специальные оценки: детям максимально объясняются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения. При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал себя принятым вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, тревожный ребенок понимает, что он может, чего не может, что умеет, а чему должен еще поучиться. 

Для преодоления школьной тревожности у учащихся младшей школы необходимо в первую очередь снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворенности-неудовлетворенности, но и потому, что завышенные потребности мешают формированию продуктивных навыков общения и деятельности младших школьников [3].

Во-вторых, необходимо развивать и обогащать различные навыки поведения, деятельности, общения для того, чтобы новые навыки, помогли детям чувствовать себя более уверенно.

В-третьих, необходимо максимально закреплять любые позитивные изменения. Нужно постоянно вести работу над снятием лишнего напряжения в разнообразных школьных ситуациях.

А.М. Прихожан разработала несколько методов для коррекции школьной тревожности:

Метод последовательной десенсибилизации. Суть этого метода заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.

Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Проводится при помощи игры-драматизации «в очень страшную школу». Сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают те ситуации из школьной жизни, которые их пугают, причем все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени [4].

При использовании такого метода, как рисование страха, нужно обращать внимание детей на происходящие с ними школьные ситуации. При выполнении такого вида работы педагог должен поощрять юмористическое и карикатурное изображение страхов.

При проведении психолого-коррекционных занятий с младшими школьниками используется специальная структура занятий, в которую входят ритуал приветствия, разминка, основное содержания занятия, рефлексия, ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным элементом в работе с группой детей младшего школьного возраста. Они позволяют настроить детей на работу, способствуют их сплочению, создают атмосферу группового доверия и принятия, что очень важно для дальнейшей продуктивной работы группы. Ритуалы могут придумывать как сами дети в процессе обсуждения, так и использовать варианты предложенные психологом или педагогом.

Разминка выступает средством влияния на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, стимулирует включение в продуктивную деятельность. Разминку можно проводить не только вначале занятия, но и между отдельными упражнениями, а также в тех ситуациях, когда педагог чувствует, что необходимо изменить эмоциональное состояние детей. Упражнения для разминки подбираются с учетом содержания и заданий конкретного занятия.

Основное содержание занятия – это комплекс упражнений и приемов, направленных на решение задач коррекционной работы. Упражнения должны быть выстроены в определенной последовательности, которая предполагает изменение видов деятельности и психофизиологических состояний младших школьников. Упражнений не должно быть много, а начинать и заканчивать занятие лучше наиболее любимыми детьми упражнениями.

Релаксация предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось, что не понравилось) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Рефлексия предыдущего занятия включает воспоминания детей о том, чем они занимались на предыдущем занятии, что особенно запомнилось, для чего они это делали. Рефлексия в конце занятия дает детям возможность при помощи взрослого ответить на вопрос: для чего это нужно, как оно поможет мне в жизни, создает возможность обратной эмоциональной связи между педагогом и участниками группы.

Эффективность психологической коррекционной работы с младшими школьниками подтверждают ряд исследований. Результаты коррекционных занятий Костиной Л.М по снижению уровня тревожности с помощью метода смешанной игровой терапии свидетельствуют об эффективности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста.

 Об эффективности коррекционной работы с младшими школьниками свидетельствует и ряд исследований таких психологов, как А. Прихожан, И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой и других.

Таким образом, можно сделать выводы, что если в младшем школьном возрасте с детьми будет систематически проводиться специально организованная психолого-коррекционная работа по снижению уровня тревожности, то ее уровень можно значительно снизить или же в целом убрать проявления школьной тревожности. Для этого необходимо учитывать все принципы психолого-коррекционной работы, использовать разнообразные методы и формы работы с младшими школьниками и применять индивидуальный подход к каждому ребенку.