В современном российском обществе, которое находится на этапе экономических и социальных изменений, необходимым стало совершенствование процесса образования, способствующего улучшению качества обучения в начальной школе и всестороннему развитию личности ребёнка, готового жить в современном информационном обществе, самостоятельно добывать нужные ему знания, анализировать, синтезировать, классифицировать их и использовать в разнообразных видах деятельности. В рыночных условиях современности актуальной является проблема саморазвития и самосовершенствования личности посредством активного и сознательного присвоения ею нового социального опыта, необходимыми являются умения применять знания в практической деятельности. Таким образом, возникла необходимость в качественной перестройке образования: введение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (2012 г.), основной действующей силой которых является системно-деятельностный подход в обучении, развивающий направленность начального общего образования и развитие универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1, с. 27]. Универсальные учебные действия разделены на четыре блока: личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный.
Развитие познавательных универсальных учебных действий младшего школьника – важнейшая задача современного начального образования. Большими возможностями в области развития познавательных универсальных действий на уроках математики могут обладать олимпиадные задания. Наше исследование показало, что педагоги не всегда используют данные задания в контексте уроков математики.
В отечественной педагогической науке изучением вопросов, связанных с осуществлением учащимися учебной деятельности, занимались ведущие педагоги и психологи: Л. И. Божович, А. А. Люблинская, М. И. Махмутов, Н. Ф. Талызина. Их исследования доказывают, что одной из главных причин неуспеваемости школьников является неумение учащихся учиться; Ю. К. Бабанский и И. Я. Лернер отмечают отсутствие у детей интереса к учению, которое объясняется неумением рационально, технологически грамотно организовывать свой учебный труд. Л. М. Фридман констатирует зависимость между качеством изучения предмета и умением учеников учиться самостоятельно. А. К. Маркова, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис выделяют составляющие содержания «умение учиться». В последнее время особое внимание педагогов и психологов уделяется вопросам развития универсальных учебных действий.
В диссертационных исследованиях последних лет рассматривались вопросы формирования отдельных видов универсальных учебных действий младшего школьника (регулятивных – О. В. Кузнецова, коммуникативных – С. А. Никишова, познавательных – Н. В. Шигапова), формирование универсальных учебных действий в оценочной деятельности (И. Е. Сюсюкина), формирование УУД на отдельных учебных предметах (В. А. Шабанова, Д. Д. Кечкин), вопросы готовности педагога к развитию универсальных учебных действий (А. Н. Артемова). Рассматривались также вопросы формирования универсальных учебных действийучащихся основной и средней школы (Е. А. Пустовит, Н. Н. Солодухина, А. М. Суковых, Н. В. Жулькова, С. В. Чопова, Д. А. Корягин, Е. С. Квитко, С. А. Тюрикова, Д. А. Хомякова).
Е. И. Безрукова определяет познавательные универсальные учебные действия как систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [2, с.24]. Под познавательными универсальными учебными действиями Л.И. Боженкова понимает действия, обеспечивающие процесс познания, творческого умственного процесса получения и обновления знаний. Познание в психологии рассматривается как способность к умственному восприятию и переработке информации. Новое знание является результатом процесса познания [3, с.9].
И. А. Лебедева, С. Б. Ронгинская познавательные универсальные учебные действия младшего школьника рассматривают, как «совокупность качественно различных универсальных учебных действий, находящихся между собой в сложных и динамических отношениях, объединенных общей целью деятельности. Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, которые состоят из частных умений [4].
Мы понимаем под познавательными универсальными учебными действиями такие способы действий, которые способствуют организации эффективному познавательному процессу, обеспечивающему получение, преобразование и использование новых знаний. Формирование и последующее развитие универсальных учебных действий учащегося начальных классов является одним из важных условий успешного обучения.
Анализ концепции универсальных учебных действий позволяет говорить о том, что начальное образование нацелено на формирование и последующее развитие универсальных учебных действий учащегося. Уроки математики создают возможность организации различных видов деятельности, включающих олимпиадные задания, которые способствуют эффективному развитию познавательных универсальных учебных действий. В результате рассмотрения познавательных универсальных учебных действий можно сделать вывод, что они обеспечивают:
- личностное развитие младшего школьника: реализацию творческих способностей и самореализацию, готовность к самостоятельным действиям;
- познавательное развитие учащегося: развитие мыслительной деятельности, способности определять, корректировать, управлять и получать положительный результат в процессе познавательной деятельности;
- коммуникативное развитие младшего школьника: активное взаимодействие с окружающими: с одноклассниками, педагогами, со сверстниками и взрослыми;
- социальное развитие учащегося: приращение нового опыта в области новых для него социальных норм, ролей и правил.
Обучение младших школьников решению олимпиадных заданий является условием развития познавательных универсальных учебных действий, а также устанавливает связь процесса решения олимпиадных заданий и процесса творческой деятельности.
Процесс развития познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе проходит в три этапа: выполнение по образцу, содержащему способ действия («Представление»), осуществление способа действия по его названию («Способ»), применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД»). Развивать познавательные универсальные учебные действия – это значит передавать учащемуся для использования различные способы действий познавательного уровня. Для этого используются на уроках специально подобранные олимпиадные задания. Процесс развития познавательных универсальных учебных действий на уроках математики может происходить и посредством решения в течение урока проблемных заданий, в том числе и олимпиадных, вызывающих постановку проблемных вопросов и как следствие затруднений в решении. Но именно разрешением этих затруднений и обусловлен процесс развития. Выбор способа выхода из затруднения зависит от этапа развития познавательных универсальных учебных действий.
Нами были описаны уровни развития действия постановки и решения проблемы по выделенным критериям (мотивационному, когнитивно-деятельностному (практическому), волевому. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровневая характеристика действия постановки и решения проблемы у младших школьников
Критерии |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Мотивационный |
Присутствие внешних мотивов (добиться похвалы, показать свои умения), выражена помощь педагога. |
Присутствие устойчивых внутренних мотивов: узнать что-то новое, найти способ решения поставленной проблемы. Младший школьник осознает, что знания необходимы для её решения и что нужно находить новые способы его применения. Однако ещё необходима помощь педагога. |
Устойчивая познавательная потребность и мотивация, хорошо выражены общественные мотивы (активность в работе с одноклассниками, педагогами, библиотекарями). Учащийся получает удовлетворение от результатов собственной деятельности. |
Когнитивно-деятельностный (практический) |
Преобладает работа по образцу, с помощью памяток, самостоятельные действия неточны и неуверенны, |
Учащийся самостоятельно строит свои гипотезы и действия по поиску решения проблемы, способен к творчеству. |
Младший школьник целенаправлен и вариативен в собственных действиях, способен корректировать решение проблемы, |
|
редко присутствуют элементы творческой деятельности. Чаще всего младший школьник достигает результата только при помощи педагога. |
Но он способен учитывать лишь самостоятельные рассуждения, не готов находить собственные ошибки и вносить корректировки в решение. Не всегда достигает результата самостоятельно. |
восстанавливать правильный способ её решения, способен учитывать мнения других. Решение проблем носит творческий, поисковый характер. |
Волевой |
Усилия воли и самоконтроль либо отсутствуют, либо присутствуют крайне редко, при напоминании взрослых. |
Учащийся проявляет устойчивые волевые усилия, проявляет ответственность за результаты собственного труда, но.не видит ценности в труде коллективном |
Наблюдается легкое преодоление трудностей, внимательность, сосредоточенность, ответственность за полученные результаты как самостоятельно, так и в коллективе. Проявляется готовность к самостоятельному и взаимному контролю. Волевые действия устойчивы |
Рассмотрим олимпиадные задания по математике, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.
Задачи на движение:
- Расстояние между двумя велосипедистами, движущимися по дороге, 40 км. Скорости велосипедистов 10 км/ч и 12 км/ч. Чему может быть равно расстояние между ними через час?
- Два мотоциклиста выехали навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми 355 км. Скорость первого мотоциклиста 10 м/с, а скорость второго 25 м/с. Через какое время расстояние между мотоциклистами будет 85 км?
- Коля начертил 4 прямые линии. На каждой из них он отметил по 3 точки. Всего у него получилось 7 точек. Как он это сделал?
- Иван Царевич, выезжая из города А, увидел 3 дороги, ведущие в город В. Немного подумав, он поехал по одной из них. Выезжая из города В, Иван увидел две дороги, ведущие в город С и одну дорогу, которая вела в город D. Приехал в город С. Выезжая из него, он увидел три дороги, ведущие в город D. Сколькими различными вариантами сказочный герой мог бы доехать из города А в город D, не возвращаясь?
- Маше подарили новый велосипед, и она старается его беречь, иногда едет, а иногда идёт пешком, а велосипед рядом везёт. В понедельник Маша пошла к бабушке пешком, а обратный путь проехала на велосипеде, затратив на весь путь 60 минут. Во вторник Маша до бабушки и обратно ехала на велосипеде и была в пути 30 минут. В среду Маша решила навестить бабушку и совершила прогулку пешком туда и обратно. Сколько времени потратит Маша на эту прогулку?
- Собака пробежала 100 м за 14 сек. Сможет ли она пробежать 2 км за 4 мин, если будет бежать с такой же скоростью?
- Из посёлка в город выехал мотоциклист со скоростью 24 км/ч. В это же время из города в посёлок выехал велосипедист со скоростью 8 км/ч. Кто из них будет дальше от посёлка после двух часов движения, если расстояние между городом и посёлком составляет 64 км?
Задачи с числами и действиями над ними:
- Назови код сейфа, если это наименьшее пятизначное число, записанное разными цифрами.
- Расшифруйте ребус: БЕДА+ЕДА+ДА+А=8888 (Разные буквы обозначают разные цифры, а одинаковые буквы – одинаковые цифры).
- На двери пещеры с сокровищами висит кодовый замок с шифром. Нужно набрать на замке семь разных цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) так, чтобы цифры не повторялись и равенства были верными.
- Какие натуральные числа, не превышающие 1000, равны числу букв, если их записать буквами на русском языке? (Укажите все варианты.)
- Найти натуральные числа, сумма которых равна 20, а произведение 420.
- Между некоторыми цифрами поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получились равенства. 1 2 3 4 5 6 =1.
- Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой?
- Какие 5 цифр нужно убрать из числа 49827640986, чтобы получилось число как можно больше?
- 160 получится, если сложить уменьшаемое, вычитаемое и разность. Уменьшаемое больше разности на 34. Найди разность, уменьшаемое и вычитаемое.
- В каждом из четырёх ящиков лежат фрукты: яблоки, апельсины, груши, бананы.На каждом ящике бирка, но не одна из них не соответствует действительности. Укажи названия фруктов, которые лежат в ящиках.
- На урок пришли 29 учеников. У 12 из них есть циркуль, а у 18 – линейка. Трое учеников не принесли ни циркуль, ни линейку. Сколько учеников имеют и циркуль, и линейку?
- Во дворе ребята играют в футбол. На скамейке запасных сидят Лида, Коля, Зоя и Миша. Зоя сидит рядом с Лидой, но не рядом с Мишей. Миша не сидит рядом с Колей. Кто сидит рядом с Колей?
- Катя отдала Вале половину своих конфет и ещё одну. После этого у Кати не осталось конфет. Сколько конфет было у Кати?
- Установи закономерность, по которой составлен ряд чисел, и продолжи его ещё тремя числами: 2, 5, 11, 23, 47…
Использование на уроках математики олимпиадных заданий обеспечивает высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний, формирование ключевой компетенции – «умение учиться» [5, с. 14].
Таким образом, обучение решению на уроках математики олимпиадных заданий обеспечивает высокую мотивацию обучающихся и их интерес к предмету, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование у них умения учиться.