Полный текст статьи
Печать

В настоящее время важной задачей современного образования становится развитие исследовательских умений младших школьников. Привлечение детей к исследовательской деятельности, начиная с начальной школы, будет позволять учащимся учиться понимать, осваивать и изобретать что-то новое, выражать свои мысли, уметь принимать решения и формулировать собственные интересы.

Педагогическая наука и практика во все времена задавались целью  развивать в детях активную, деятельную, творческую, самостоятельную личность. Именно интерес, в том числе познавательный, является важнейшим побудителем активности личности, и, как следствие, участия в исследовательской деятельности. Ведь любопытство, которое ребенок испытывает при решении игровых или учебных задач в самом начале своего пути, постепенно трансформируется в устойчивый познавательный процесс, а он, в свою очередь, выраженный в умении решать непростые жизненные ситуации или поиске новых видов деятельности, позволяет утвердиться ученику уже во взрослой, подчас очень суровой современной жизни.

Развитие исследовательских умений младших школьников сейчас является еще более актуальным, когда фактически все познавательные устремления детей замыкаются средствами массовой информации, интернетом, компьютерными играми, окружением, определяя психологию, поведение, мировоззрение ребенка. В связи с этим, от педагогов требуется раскрыть перед детьми мир во всем своем широчайшем разнообразии, пробудить их интерес к познанию окружающего мира.

Однако, в целом, анализ публикаций по изучаемой проблеме позволяет выделить следующее противоречие: несмотря на широту и богатство педагогических методик по развитию исследовательских умений у детей, в начальной школе отмечается снижение здорового детского любопытства, угасание детской инициативности, несоответствие содержания и организации образования возрастным потребностям и направленности интересов младших школьников.

Понятие исследовательских умений учеными трактуется по-разному. Многие из них сразу обращаются к классификации исследовательских умений, не давая определения самого понятия. Проанализировав различные определения и классификации можно выделить несколько подходов к определению исследовательских умений. Обратимся к наиболее важным из них.

А.И. Савинков под общими исследовательскими умениями понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи [5, с.115].

П.В. Середенко считает, что «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию» [6, с. 94].

И.Н. Литвинова выделяет «общие положения в определениях учебно-исследовательской деятельности: вид познавательной деятельности, цель которой не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, умений исследования, как универсального способа освоения действительности. При этом учебно-исследовательская деятельность имеет определенные структурные компоненты, характерные для научного исследования: выделение (уточнение проблемы), организация и анализ данных, выдвижение и проверка гипотезы, формулировка выводов»[4].

В научной литературе было множество попыток создать классификацию исследовательских умений. Например, на сегодняшний день существуют классификации умений, выстроенных по функциям деятельности (Н.В. Кузьмина, З.Ф. Есарева, В.А. Николаев и другие), а также по логике процесса деятельности, в том числе и исследовательской (М.В. Владыка, И.Г. Бердников, Н.М. Яковлева и другие).

Так, Н.Н. Шушарина и К.П. Кортнева утверждают, что можно развивать такие исследовательские умения, как

- охватывать всю проблему в целом;

- корректно ставить исследовательскую задачу;

- оценивать методы решения поставленной задачи;

- планировать исследовательскую деятельность;

- искать оптимальное решение поставленной задачи;

- реализовывать выбранную исследовательскую методику;

- оценивать ее информативность и точность с помощью прикладных занятий [3, с. 98]

Исследовательские умения можно рассматривать как сложные умения, которые состоят из трех основных компонентов:

- мотивационного, который проявляется, как правило, в виде познавательного интереса ребенка и формулируется под влиянием целей новой деятельности;

- содержательного, включающего систему знаний учащихся об исследовательской деятельности

- операционного (или технологического), подразумевающего уже имеющуюся у школьника систему навыков и умений.

При отсутствии одного из вышеперечисленных компонентов или при его плохой сформированности развитие исследовательских умений будет невозможно.

Так, объединив представленные подходы, можно дать определение исследовательским умениям учащихся, под которыми понимается сложная система прикладных действий и умственных операций, осуществляемых детьми при участии учителя, позволяющую мотивированно выполнить учебно-исследовательскую деятельность, или отдельные ее этапы, с помощью которых в исследовательской деятельности формируются предметные компетенции.

По мнению Гладковой А.П., можно выделить четыре группы исследовательских умений, которые формируются у школьников в процессе обучения в рамках каждой предметной области [1, с. 92]:

1) организационно-практические (умение планировать собственную работу; отвечать на поставленные вопросы и уметь их задавать; преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения; умение использовать разные формы представления результатов исследования, а также умения, которые связаны с использованием общелогических приемов);

2) поисковые (умение подбирать тему исследования; ставить цель исследования и видеть проблему; умение без чьей-либо помощи изобретать способ действия, используя знания различных областей; устанавливать причинно-следственные связи; умение правильно выбирать и применять нужные методы исследования; умение находить решение поставленной проблемы;

3) информационные (умение самостоятельно находить и использовать различные источники информации; слушать выступающего; правильно понимать смысл любого текста; проводить работу  с терминами, понятиями и определениями; умение фиксировать полученную информацию в виде условных знаков, символов; делать выводы; умение при необходимости обращаться за помощью к педагогу);

4) оценочные (умение давать справедливую оценку своей работе, определить ее недостатки и достоинства; оценить работу, которая была представлена другими; формулировать оценочные суждения, отзывы и рекомендации; давать обоснование своей оценке).

А теперь обратимся к тому, по каким критериям можно оценить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников и что предполагает выделение критериев и уровней сформированности исследовательских умений детей в рамках конкретной дисциплины.

Многие ученые ставят оценку развития и формирования исследовательских умений ребенка в зависимость от проводимого учебного исследования, который характеризуется мерой участия педагога при проведении исследования, и мерой самостоятельности обучающегося.

Учитывая универсальность критериев оценки уровней сформированности исследовательских умений учащихся, реализующих исследовательскую деятельность, можно сказать о группах общих исследовательских умений, в которых отражается содержание этой деятельности. К ним относят:

- умение работать с документами и различными источниками информации; умение проводить работу со справочной литературой;

- умение работать с поисковыми системами компьютера;

- умение проводить наблюдения и исследования различного вида; умение организовывать данные разными способами;

- умение грамотно выражать собственные мысли;

- умение правильно презентовать результаты исследования.

Помимо общих исследовательских умений есть специфические, используемые в отдельных предметных областях. Среди них: умение устанавливать непротиворечивость свойств объекта, которые являются новыми в построенной теории, и умение реконструировать исторические события.

Можно привести в пример большое количество таких умений. Данные умения обусловлены особенностями объектов какой-либо предметной области и методами, которые используются для их изучения. Для осуществления исследовательской деятельности на основе определенного предметного содержания нужно владеть этим содержанием. Это значит знать особенности объектов этой предметной области, уметь использовать и представлять ее методы, знать содержание самых важных понятий области и уметь оперировать этими понятиями. В связи со сказанным необходимо выделить базовые предметные умения без которых в соответствующей области исследовательскую деятельность осуществить невозможно.

В связи с необходимостью осуществлять в ходе исследовательской деятельности эксперименты с помощью различного оборудования и производить поиск необходимой информации, школьники должны владеть инструментальными исследовательскими умениями или умениями работы с оборудованием.

Исходя из сказанного выше, нужно сказать о том, что формируя исследовательские умения младших школьников, необходимо выделить их виды:

- общие;

- специфические;

- инструментальные.

Таким образом, принимая за основу различные подходы авторов, которые были представлены нами выше, можно утверждать, что исследовательские умения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность прикладных действий и умственных операций, как правило, осуществляемых детьми при помощи учителя. Она позволяет мотивированно включаться в учебно-исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, что становится основой формирования метапредметных и предметных компетенций.