Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития общества отмечается высокий темп научно-технического роста, появление новых информационных технологий, что предъявляет повышенные требования к продуктивности мышления человека. Уже выпускник начальной школы должен владеть элементами творческой деятельности, мыслить самостоятельно, ориентироваться в сложных ситуациях, принимать нестандартные решения и т.д.

Вместе с тем, в современной начальной школе еще только начинается  переход от усвоения учащимися готовой информации, трансляции ученику готового знания  - специальных отобранных ситуаций социального опыта - к обучению, способствующего обогащению смысловой сферы, присвоению норм и традиций, культурных, исторических ценностей, на основе раскрытия противоречий, нахождения и проверки гипотез, оригинальных путей достижения цели.

Обращение современного образования к задачам разностороннего развития личности предполагает необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая связывает формирование знаний и умений обучающихся с творческой деятельностью, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческой активности.

Исследование вопроса о творческих способностей целесообразно начать с определения понятия «творчество», которое, с одной стороны, является характеристикой деятельности, выступающей в особом ее виде -  деятельности в области искусства, литературы, науки, или деятельности, которая проходит путь развития и совершенствуется, переходит на новый, более качественный уровень. Предваряет творческую деятельность процесс познания, усвоение знания о предмете, который будет изменен.

Формулировку анализируемого понятия дает Л.С.Выготский, согласно которому, творчество присуще не только гению, создающему великие исторические произведения,  но человеку, который воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое (3, с. 138).

Отсюда и творческую деятельность стоит понимать не только как создание новых оригинальных продуктов, имеющих высокую общественную ценность, но и ту деятельность в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт. В процессе творческой деятельности происходит изменение действительности (создание культурных, духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д.) и самореализация личности, в ходе которой познаются и совершенствуются человеческие возможности.

Творчество напрямую связано с психологическими характеристиками развития способностей, выступающих как механизм развития деятельности. Все это позволяет выделить основные компоненты творчества:

- перцептивный, заключающийся в наблюдательности, особой концентрации внимания);

- интеллектуальный, включающий интуицию, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстроту мышления и т.д.);

- характерологический, связанный со стремлением к открытиям, обладанию фактами, способностью удивляться, непосредственностью [2, с.9].

Согласно Т.Н. Ковальчук, творчество являет собой человеческую деятельность по созданию качественно новых материалов и духовных ценностей. Для этого человеку нужна совокупность свойств и качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность творческого характера, искать оригинальные, нестандартные решения в разных ее видах [6]. Творчество предполагает создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью, что подразумевает наличие у человека его создающего определенных способностей, мотивов, знаний и умений.

Творческая личность отличается  созидательно-инновационным характером, самосовершенствованием и рядом других характеристик:

-     творческая направленность, связанная с мотивационно-потребностной ориентацией на творческое самовыражение, целевыми установками на личностные и общественно значимые результаты;

-     творческий потенциал, выраженный в совокупности знаний, умений и навыков, способности применять их при постановке проблем и поиске путей решения на основе интуиции и логического мышления, одаренности в той или иной сфере;

-     индивидуальное и психологическое своеобразие, обусловленное наличием волевых черт характера, эмоциональной устойчивости при преодолении трудностей, самоорганизации, критической самооценки, восторженного переживания достигнутого успеха, осознания себя как создателя материальных и духовных ценностей [2, с.3-4].

Индивидуальные особенности развития человека, его становление, индивидуальность определяет, прежде всего, наличие у него способностей.

Б.М. Тепловым эмпирически выделены три признака способностей, определяющих их сущность: 

-  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 

-  особенности, позволяющие успешно выполнять деятельность или несколько деятельностей;

-  особенности легко и быстро приобретать знания и навыки  [11, с.39].

В трудах психолога А.В.Петровского способности образно сравниваются с зерном, которое еще только будет развиваться, как брошенное в почву зерно и колос, вырастающий из этого зерна, при благоприятных условиях. Способности человека – это также  возможность приобретения знаний и умений.

В педагогической энциклопедии способность характеризуется как свойство личности, существенно влияющее на выполнение той или иной деятельности, исходя из требований к ней, предъявляемых разными видами труда, психо-физиологических особенностей человека. В структуру способности к деятельности включены более простые способности (запоминанию соответствующего материала, воображение, мыслительные операции). В процессе обучения сначала проявляются более простые способности, в творческой деятельности – более сложные. Проявленные человеком способности выражаются в результатах его труда, разделяя их на три группы: способные, талантливые и гениальные [1, c.112]

  Способности динамичны и формируются, развиваются и проявляются в деятельности, которая может носить специфичный характер, что и может послужить основой классификации и способностей, например, известны математические, лингвистические, гуманитарные, творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные способности. Выделяют сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинитивные, мыслительные и коммуникативные способности.

Помимо этого существуют специальные и общие способности.  К специальным способностям отнесены способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические и т. д.).  К общим относится способность, обусловливаюшая развитие специальных способностей.

В основе способностей находятся задатки – природные предпосылки – условия развития способностей, придающие ему своеобразие  в контексте определения содержательной стороны и влияния на уровень достижений. Задатками являются как анатомо-морфологическим и физиологическим свойствами мозга, так и психическим свойством, обусловленным наследственностью.

В творческой деятельности важна роль факторов: особенность темперамента, способности легко усваивать и порождать идеи, не критически относиться к ним. Чаще творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

К показателям наличия творческих способностей Д.Б. Богоявленская относит интеллектуальную активность, состоящую из двух компонентов: познавательного (общие умственные способности) и мотивационного. К критерию проявления творчества ученый относит характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [1].

Дж. Гилфорд творческие способности относит к особенностям так называемого дивергентного мышления [8]. Этот тип мышления присутствует у людей, при решении какой-либо проблемы не концентрирующих все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а ищущих решение другими возможными способами и различными вариантами. Эти люди образовывают новые комбинации из элементов, которые большинству людей не знакомы или используют только зарекомендованным способом. Также люди с дивергентным мышлением могут найти связи между элементами, на первый взгляд не имеющими ничего общего. Дивергентный тип мышления составляет основу творческого мышления, характеризуется следующим образом:

- быстрота – способность выдавать максимум идей, наибольшее количество их вариантов.

- гибкость – способность находить множество идей.

- оригинальность – способность находить нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми.

- законченность – способность к совершенствованию творческого продукта, придание ему законченного вида.

Среди других особенностей творческих способностей выделяют:

- видение проблемы там, где ее не видят остальные;

- применение навыков, приобретённых при решении одной задачи в решении другой;

- легкость ассоциирования отдалённых понятий;

- включение вновь воспринятых сведений в уже имеющуюся систему знаний;

- дорабатывать детали, совершенствовать первоначальный замысел.

Творческие способности можно определить как комплекс свойств и качеств личности, способствующих успешному осуществлению деятельности творческого характера, поиску оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческие способности выражаются в том,  насколько человек не традиционно решает повседневные вопросы, отказываясь от общепринятых шаблонов, разнообразна его деятельность, инициативен, активен и самостоятелен.

В сферу онтогенеза творческих способностей включено исследование возрастных особенностей развития личности и обоснование закономерностей и предпосылок этого развития. Ведущим мнением, в котором подчеркивается роль творчества в формировании личности ребенка, принадлежит отечественному психологу Л.С. Выготскому, подчеркивающему, что творчество - нормальный и постоянный спутник детского развития  [2, с.13].

Вместе с тем, психологи обнаружили, что 37% детей, поступающих в школу, имеют высокий потенциал творческой активности, а к окончанию первого года обучения в школе он снижается до 17%. В среде взрослых творчески активными можно назвать  лишь 2% [10, с.12].

Таким образом, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, поскольку по своей природе в этот период ребенок наиболее активен и любознателен.

Отсюда важное значение приобретают задачи развития творческих способностей обучающихся на этапе начального общего образования, именно в этот период необходимо эффективно формировать умения работать нестандартно.

На каждом возрастном этапе происходит вхождение ребенка в ту или иную систему общественных отношений, что определяет жизнь ребенка и наполняет ее специфическим содержанием: отношениями с окружающими, деятельностью, характерной для данного этапа – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

М. А. Пуйлова, И. В. Гринева отмечают «некоторые трудности, в частности распространенное мнение о том, что способность к творчеству – привилегия немногих избранных людей, одаренных особым талантом. Между тем практика показывает, что нет детей абсолютно не способных к творчеству, а «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного творческого воспитания. Для того чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо создать условия, заниматься с ним тем или иным видом творческой деятельности, дать возможность самовыражения. [9].

 Перейдем к рассмотрению психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, являющимися предпосылками для развития у них творческих способностей.

Младший школьный возраст характеризуется периодом от шести до десяти лет и в этом возрасте ребенок осваивает новое, более ответственное положение в жизни, выполняет важную не только для него самого, но и для окружающих деятельность. Ребенок начинает занимать новое социальное положение школьника, и учение предстает как новая социально значимая деятельность.

Иногда, проявляющееся характерное наивное и игровое отношение к некоторым знаниям связано с постоянным соприкосновением детей этого возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и с тем, что им пока не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Обучаясь, познавая, они как бы играют, а усвоение многих понятий в значительной степени носит внешний, формальный характер.

Но обладая преимущественно наивно-игровым характером познания, свойственным детям этого возраста, обнаруживается вместе с тем огромный потенциал детского интеллекта: при недостаточности жизненного опыта и малой части теоретико-познавательных процессов особенно удивляет умственные возможности младших школьников, их особая расположенность к познанию.

Младшие школьники в меру своего развития рассудительны, способны к умозаключениям, но им не свойственна рефлексия. Дети этого возраста совмещают в умственных особенностях правильность суждений, формальную отчетливость суждений и крайнюю односторонность, а зачастую нереальность суждений. Наличие наивно-игрового отношения к окружающему обусловлен  необходимым этапом возрастного развития, который безболезненно и весело приобщает ребенка к жизни взрослых, не обращая внимания на трудности.

У младшего школьника формируемая самооценка во многом зависит от оценок взрослого: педагога, родителей. В этом возрасте она конкретна, ситуативна и склонна более к переоценке собственных результатов и возможностей.

На данном этапе развития большую роль играют широкие социальные мотивы, связанные с долгом, ответственностью, а также личные мотивы – желание быть здоровым, благополучным, престижным. Доминирующим в группе мотивов является мотив получения хороших отметок. Зачастую мотивация достижения успеха у младшего школьника перекликается с мотивацией избегания наказания, получением более легких видов учебных заданий. Мотивы, связанные с избеганием неприятностей, не значатся в числе ведущих в мотивации младшего школьника.

Умственное развитие младшего школьника проходит три этапа:

 - усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и построение их моделей;

- устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;

- переход моделей к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Происходит и смена характера мышления школьника. Участие в творческих процессах приводит к развитию творческого мышления и качественной перестройке восприятия и памяти, делая их более произвольными, регулируемыми. При развитии мышления ребенка важно учитывать, что это не «недоразвитое» мышление взрослого, и что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. Мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, что диктует при процессе его развития опираться на знания особенностей каждого возраста. У ребенка мышление может проявляться очень рано, тогда, когда перед ребенком возникает некоторая задача,  она может быть стихийной, например,  выдумать интересную игру, а может быть предложена взрослыми специально в контексте решения педагогических задач.

Ребенок младшего школьного возраста любознателен по своей природе,  ему интересно познавать окружающий мир и создавать собственную картину этого мира. Ребенок в этом возрасте -  экспериментатор, он лично устанавливает причинно-следственные связи и зависимости на основе оперирования знаниями, а при возникающих задачах, решает их, возможно и умственно, реально примеряясь и пробуя. Ребенок в своем воображении  представляет реальную ситуацию и как бы действует в ней [7, с.112].

Психологическим новообразованием мышления младшего школьника считается его готовность анализировать, планировать и рефлексировать конкретные операции и  развитие формальных операциональных структур, интенсивное творческое развитие. Это происходит благодаря тому, что к младшему школьному возрасту у детей уже накопился достаточный опыт практических действий, на достаточном уровне уже развиты восприятие, память, мышление, чувство уверенности в своих силах. Это все помогает ребенку ставить все более разнообразные и сложные цели, достижение которых связано с развитием волевой регуляции поведения. В исследованиях К.М. Гуревич доказано, что, ребенок 6-7 лет может достигать далеких целей, применяя значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени  [4].

Согласно ФГОС НОО, важнейшей педагогической задачей в этом возрасте на этапе обучения является формирование у младших школьников умения учиться легко и успешно, при этом результат обучения состоит не в накоплении объема знаний, а усвоение разнообразных способов познания и совершенствование умений и навыков работы. Младшие школьники, прежде всего, заинтересованы своим продвижением в освоении учебного предмета, а не содержанием предмета и способами его преподавания. Поэтому любым учебным предметом можно заинтересовать младшего школьника, если дать ему возможность испытать ситуацию успеха.

Создание на уроках творчества, включение в него обучающихся как средства активизации познавательных процессов, позволяет создавать им новые образовательные продукты.

О творческих способностях младших школьников свидетельствует наличие  творческого мышления, творческого воображения, творческой деятельности, чему способствует формирование следующих умений:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- прогнозировать;

- находить противоположные признаки объекта;

- представлять объекты в пространстве;

- оценивать оригинальность решения;

- ограничивать поле поиска решения;

- мысленно преобразовывать

Отечественными психологами и педагогами Л.И. Айдаровой, Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым, З.И. Калмыковой, В.А. Крутецким, Д.Б. Элькониным  доказано, что учебная деятельность является важным условием в формировании творческого мышления, познавательной активности, накоплении субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся начальной школы.

Исходя из специфики психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, можно выделить требования к организации обучения как творческого процесса. В контексте такого обучения важно создать условия по накоплению творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний  в творческих видах деятельности:

- познании, образовательной деятельности, понимаемой как процесс творческой деятельности по формированию знаний;

- преобразовании, являющимся обобщением опорных знаний, служащих развивающей основой для усвоения новых учебных и специальных знаний;

- созидании, предполагающем моделирование обучающимися образовательных продуктов;

- творческом применении знаний, на основе внесения собственной мысли при применении знаний на практике.

Таким образом, считаем, что творческая деятельность младших школьников, как продуктивная форма их деятельности, направлена на овладение опыта творческого познания, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом, результатом чего становится развитие у воспитанников творческих способностей как общей универсальной способности к творчеству.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность решает задачи развития, воспитания и социализации школьников, включая их во все виды деятельности, кроме урочной, в количестве  10 часов в неделю в каждом классе.

Внеурочная деятельность -  составная часть учебно-воспитательного процесса начальной школы и одна из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [6, c.42].

Сегодня внеурочная деятельность педагогически целесообразна, более разносторонне раскрывая индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся распознать на уроке, на основе развития у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности (творческая, познавательная, спортивная, трудовая, игровая) обогащают опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

При правильной организации, система внеурочной деятельности является сферой, которая может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности.

Характеризуя целевое назначение внеурочной деятельности, необходимо отметить, что она направлена на создание условий, в которых  произойдет развитие интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Решению цели способствует реализация следующих задач:

- активизация педагогического взаимодействия с учащимися в свободное от учебы время, реализации приобретенных на уроках и в жизни знаний, умений и навыков;

- актуализация педагогических возможностей общественно-полезной и досуговой деятельности, опыта неформального общения, взаимодействия учащихся в сотрудничестве с внешкольными учреждениями, организациями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

- создание условий для выявления интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся, поиска «себя» в различных видах деятельности.

В числе задач, решаемых в ходе внеурочной деятельности, существуют задачи, направленные на развитие творческих способностей. В соответствии с целями и задачами внеурочной деятельности выделим примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации в области творческой деятельности.

Проведение внеурочных мероприятий для учащихся начальной школы способствует получению первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества, для этого:

- формируется уважительное и творческое отношение к учебному труду средствами презентаций учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде;

- используются знания, полученные при изучении учебных предметов «Технология (труд, художественный труд), участии в разработке и реализации различных проектов;

- формируется опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

- школьники встречаются и беседуют с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Основной формой организации занятий является групповая, но в ней, во время занятий, реализуются принципы индивидуального и дифференцированного подходов. На каждом занятии планируется теоретическая и практическая части. Теоретическая часть планируется педагогом с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть включает задания и занимательные упражнения, например, для развития пространственного и логического мышления.

Организация внеурочной деятельности младших школьников предусматривает то, что поступление в первый класс связано с особенным восприятием детей новых знаний, стремлением понять новую для них школьную реальность. Педагоги должны поддерживать эту тенденцию, обеспечивать используемые формы внеурочной деятельности для достижения ребенком первого уровня результатов.

В следующих классах – втором и третьем - активизируются процессы межличностного взаимодействия младших школьников друг с другом, что создаёт во внеурочной деятельности школьников ситуацию, благоприятную для достижения второго уровня результатов.

К  четвертому году обучения происходит последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе, это создаёт у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, что является достижением третьего уровня результатов.

 Среди критериев вышеуказанных достижений можно выделить те, которые связаны с развитием творческих способностей во внеурочной деятельности, а именно:

-умение фантазировать, развитое причинно–следственное мышление,  творческое воображение;

- умение сочинять рассказы и сказки;

- умение решать сложные проблемные задания;

- любознательность;

- стремление к познанию нового, неизведанного;

- умение мыслить логически, нестандартно;

- развитая речь, логика мышления;

- мотивация к самосовершенствованию.

Развитие творческих способностей необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие младшему школьному возрасту. Эффективности развития творческих способностей способствует отбор материала, на основе которого составлена внеурочная деятельность.

Анализ учебных пособий для начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания являются «условно творческими», т.е. их продуктом считается сочинение, рисунок, поделки и т.п. Предложенные задания предполагают использование методов как интуитивной процедуры - перебор вариантов, морфологический анализ, аналогия и др. Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческих способностей необходимо использовать эвристические методы в сочетании с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа исследований Г.С. Альтшуллера, В.А. Бухвалова, А.А. Гина, М.А. Данилова, А.М. Матюшкина и др., творческие задания должны соответствовать требованиям: быть открытыми, то есть содержать проблемную ситуацию или противоречие; соотношение условий и выбранных методов творчества; иметь несколько или разные способы решения; учитывать актуальный уровень развития и возраст учащихся.

Исходя из этого, система творческих заданий является должна быть сконструирована в виде методов творчества по познанию, созданию, преобразованию и использованию в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

При отборе содержания творческих заданий нужно учитывать факторы: творческая деятельность младших школьников осуществляется на уже решенных обществом проблемах; учет творческих возможностей содержания внеурочной деятельности.

Творческие задания группируются, исходя из сложности содержащихся в них проблемных ситуаций, мыслительных операций, необходимых для их решения, форм представления противоречий (явные, скрытые). В соответствии с этим выделены уровни сложности содержания системы творческих заданий.

Задания на начальном уровне сложности рассчитаны на учащихся первого и второго классов. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека, содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию. Здесь  применимы методы перебора вариантов или эвристических методов творчества, предназначенные для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания второго уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем, которые решаются в ходе проблемной ситуации или противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания третьего уровня сложности включают задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объектов выступают  бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания этого типа предлагают учащимся третьего и четвертого года обучения. Они развивают основы диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Для развития творческих способностей используются такие методы, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные типовые приемы фантазирования, эвристические методы и элементы ТРИЗ,

Таким образом, в развитии творческих способностей младшего школьника внеурочная деятельность может играть важную роль при условии, что в ее содержании используется система творческих заданий, обеспечивающих активизацию воображения и эмоционально-образной сферы обучающихся.