Полный текст статьи
Печать

Юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина, М. Зощенко уже несколько десятилетий имеют огромный спрос у маленьких читателей. Юмористический рассказ - один из наиболее востребованных жанров в читательской детской среде. В нем автор всегда затрагивает какую-либо проблему, высмеивает тот или иной порок, заставляет задуматься и присмотреться к окружающим и к самому себе. Юмор помогает читателю с улыбкой посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм и нелепость ситуаций, помогает преодолеть негативные черты, обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию  жизнелюбивой личности.

В соответствии с ФГОС НОО предметные результаты по литературному чтению должны отражать следующее: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступку героев В планируемых результатах освоения программы по предмету «Литературное чтение» сказано, что выпускник начальной школы научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; характеризовать героев; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр [6, 58].

Как отмечает Ю. А. Колупаева «в реальности дети школьного возраста все больше отстраняются от чтения книг и формально относятся к произведениям величайших писателей. Следовательно, приобщение учащихся к ценностям художественной литературы существенно затруднено и это может негативно отразиться на внутреннем мире личности, формировании ее духовного опыта» [1].

Наиболее подходящим материалом для формирования умения анализировать образ героя является, на наш взгляд, юмористический рассказ.

Юмористические рассказы, представленные в учебниках    по литературному чтению, обладают нравственным и духовным потенциалом, что является приоритетной задачей предмета «Литературное чтение».  Примером тому служат рассказы Н.Н. Носова «На горке», «Федина задача», «Заплатка»; Д.Ю. Драгунского «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; В.В. Голявкина «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится», «В шкафу», «Про веселую книжку»; Ю.И. Ермолаева «Угодили», «Два пирожных»; М.М. Зощенко «Великие путешественники»,«Золотые слова» и др.

В процессе чтения юмористических произведений у ученика накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний, различно окрашенных читательских эмоций – от восторга, радости до грусти. Юмор может быть добродушным, печальным, трогательным и т.п. В юморе серьёзное кроется под маской смешного, обычно с преобладанием положительного отношения [5; с.56].Юмор имеет различные литературные формы: анекдот или шутка, монолог, рассказ, каламбур, афоризм и т.д. В юмористическом произведении автор выражает свое добродушное и чуть насмешливое отношение к людям, их недостаткам и слабостям.

В данной статье мы остановимся на анализе юмористического рассказа. Пути анализа произведения зависят от характера произведения, от возможностей, учащихся, но все же более распространенным и целесообразным для юмористического рассказа можно считать анализ художественных образов.

Как известно, способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется, а если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет.  По мнению Т.И. Зиновьевой, «образный анализ направлен на создание в воображении детей более или менее адекватного авторскому образа героя» [4, 256].

Анализ художественных образов представляет собой работу над словом, а также над образами во взаимодействии. Данный вид анализа позволяет выявить чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, ситуациями, в которых оказываются персонажи. Так, герой может нравится, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие. Отношение к персонажам может меняться на протяжении чтения всего рассказа: то привлекать к себе, то отталкивать.  Читатель оценивает героев в зависимости от того, как эмоционально   он воспринимаем текст.  Некоторых он прощает, оправдывает даже их отрицательные поступки, других не прощает. «Работу с рассказом на уроке нужно построить так, чтобы учащиеся смогли увидеть за конкретными образами их обобщенное значение — их смысл» [7;65].  В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа героя,и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Данный вид анализа имеет определённую последовательность: вначале проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер всегда проявляется в действии.  Кроме этого, героя характеризуют его речь, ремарки автора (пояснения особенностей поведения героев, внешнего вида), затем рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом и юмористическом произведении. При этом важно, чтобы дети поняли мотивацию причины поведения персонажей, это могут быть личные качества характера, или же сложившиеся обстоятельства. Понимание идеи помогает осознанию позиции автора, это то, что именно хотел сказать автор своим произведением; выявляется личное отношение читателя к описанному в произведении. Авторское отношение к героям и их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: как в описании внешности героя отразилось отношение к нему автора?, что изобразил автор в этой сцене?,  для чего? Данный вид анализа учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой персонажа:

 - учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры их подтверждающие (находчивый, смешной –Котька, Н. Носов «На горке»; мечтатель – Дениска «Он живой и светится»);

 - детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя, если он показан в действии (Игорь в рассказе «Фантазеры» Н.Носова– лживый, обманщик);

 - сопоставление героев одного произведения или близких по тематике произведений (наиболее легкий вид сравнения – противопоставление (Дениска и Мишка В. Драгунский «Он живой и светится…),(Котька и Бобка Н. Носов «На горке» и «Заплатка»);

- учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся с помощью текста подтверждают. Например, отношение автора к Бобке в рассказе «Заплатка»: Бобке стало стыдно…Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту…;

-учащиеся «расшифровывают» слова, в которых автор косвенно характеризует героя (интонация, действие героя) и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу: Он долго возился, сопел и кряхтел…;

- придумывание ремарок к тексту, если они отсутствуют: А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил (с гордостью):

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать…

В процессе анализа используются следующие виды работы с текстом: беседа, выборочное чтение, постановка вопросов самими учащимися, иллюстрирование текста, составление плана произведения, словесное рисование, музыкальное иллюстрирование произведения.

При изучении юмористических рассказов представляется возможным опираться и на анализ внешности героев, их душевного состояния. Важно научить младших школьников находить в тексте подобные характеристики образов героев. Например, состояние Дениски, когда он ждал маму в рассказе «Он живой и светится…»   В. Драгунского:

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать… Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла…   

 На уроке литературного чтения может быть предложен определенный порядок работы над образом-персонажем: внешний вид; поступки; прямая речь героя; высказывания других персонажей о герое; его собственные мысли.

Продемонстрируем работу над образами героев на примере фрагментов уроков по литературному чтению.

Тема: Н.Носов «Живая шляпа».

- Первичное чтение рассказа учителем Н.Носова «Живая шляпа».

- Определение жанра произведения (Учащиеся определяют, что это юмористический рассказ, на основе наблюдений   выделяют особенности рассказа: небольшой объем, один эпизод и одно событие в жизни героев, небольшое количество героев (2 мальчика).

- Вторичное чтение произведения учащимися.

- Анализ образов героев рассказа.

Назовите имена героев рассказа.  Что в рассказе вызывает смех?

Какая ситуация послужила началом действия рассказа? (шляпа упала с комода и накрыла кота). Что делали в это время мальчики? (раскрашивали картинки).  Сколько примерно лет мальчикам? Где происходило действие сначала, где потом? (соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли). Почему дети боялись шляпу? (шляпа ползала). Чем они оборонялись от неё? (кочергой, лыжной палкой, стреляли в нее картошкой). Почему Вовка решил уйти домой? (Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила). Что бы вы сделали, оказавшись вместе с мальчиками? Как Н.Носов говорит о своих героях рассказа? (они активные, творческие, смешные, добрые). Как повели ребята себя при встрече с «живой шляпой» (Васька – обрадовались ребята).

Проанализировав рассказ Н. Носова с учащимися, учитель выясняет, что мы, как читатели, смеемся над ситуацией потому, что в отличие от героев рассказа, знаем, что под шляпой -  котенок. Носов построил рассказ так, что точка зрения автора и читателя не совпадают с точкой зрения персонажей.  В данном рассказе автор использовал следующие комические приёмы: наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живого существа, диалоги, неожиданная развязка.

Тема: В. Драгунский «Заколдованная буква»/

После первичного чтения рассказа учителем и выявления эмоционального отношения к произведению переходим к его анализу.

- В первой части рассказа мы узнаём, что во двор привезли ёлку. Найдите описание состояния героев: «…мы стояли, как дураки, и улыбались…».Почему автор использует это сравнение? Что чувствуют при этом дети? (восхищение, восторг). Найдите ту часть текста, в которой сказано, как Дениска с Мишкой отреагировали на неверное высказывание Алёнки («…Мы с Мишкой так и покатились. Мы сменялись с ним одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче…»). Зачем мальчики стали соревноваться «Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять»? Зачитайте описание внешнего вида Миши (Он держался руками за живот, как будто ему больно и кричал…упал в обморок…застонал…стал икать). Как ведет себя Дениска? (берет снег в руки и прикладывает ко лбу, как будто у него «воспаление мозга»). Как выглядела в это время Алёнка? (нижняя губа у неё скривилась и полезла за ухо). Что она чувствует в данный момент? Почему? (обиду, она знает, как нужно произнести слово «шишки», но не может»). Она пытается оправдать себя и называет причину «это у меня зуб вывалился и свистит». Найдите высказывания Мишки и Дениски, что интересного заметили? (они в речи используют короткие слова «ах», «ой», «ик»; их речь эмоциональна (много восклицательных предложений)). Как вы думаете, зачем? Какое открытие делает Дениска – главный герой рассказа? (он понимает, что Мишка тоже не умеет произносить слово «шишки»). О чём он рассуждает, когда возвращается домой? (зачем спорить, если не прав). Какое открытие делаем мы как читатели в конце произведения? (Дениска, как и Алёнка, как и Мишка не может правильно произносить звук «ш»). Автор осуждает ребят? Как вы думаете, сколько примерно лет героям рассказа? (они ещё дошкольники, наверно, им лет по пять или шесть). На чем смеялись вы в рассказе?

Тема: Ю.И. Ермолаев «Угодили».

До первичного чтения можно обратиться к заглавию рассказа, порассуждать с учащимися как они понимают значение слова «угодили». После знакомства с текстом и выявления эмоционального восприятия переходим к анализу содержания. 

- Кто главные герои? (старший внук Лева и младший Алеша)

- Где происходит основное действие рассказа? (В магазине) О чём они рассуждают?

- Как они там оказались? (решили сделать бабушке в день рождения подарок)

- Сравните начало и конец рассказа.

Как вы думаете, какая реакция будет у бабушки на такой подарок?

- Согласны ли вы с выбором подарка? О  ком думали мальчики, выбирая подарок для бабушки?

Детям можно предложить творческое задание:

Рассказать историю: как бабушка бы рассказала о подарке.

- Какой характер у этого произведения?

- Как это автору удалось?

-Как автор назвал свой рассказ?

-Можно ли сказать, что Ю.И. Ермолаев иронизирует? Вернёмся к названию рассказа, действительно, ли дети «угодили» бабушке. Придумайте продолжение рассказа.

Детям на выбор даётся творческое домашнее задание:

- нарисовать подарок, который мог бы понравиться твоей бабушке,

- написать мини-сочинение на тему «Подарок для моей бабушки».

- Что вы нарисовали? или, о чем написали в сочинениях?

- Почему такой подарок выбрали? (выслушать 2-3 учеников)

В данном тексте есть образы и действия, которые подробно не описаны автором. Все это требует сотворчества читателя, достраивания образов или ситуаций до целостных. На уроке детям было предложено продолжить сюжетную линию, опираясь на авторский текст и подключая свое творческое воображение. Также в тексте есть одна изобразительно-выразительная деталь, которая играет существенную роль в создании главных образов произведения- это слово - название рассказа - «Угодили», вот поэтому мы задали вопрос: Можно ли сказать, что писатель иронизирует?

Тема: Ю.И.  Ермолаев «Два пирожных»

Этап постановки учебной задачи.

- Оля и Наташа - две сестры. Обе сестры наверно любят маму, а мама их. Но как поступили девочки, когда их мама попросила помочь проявляются их характеры. Давайте сравним характеры Оли и Наташи, проанализируем их поступки и реакции.

Этап перечитывания и анализа текста.

- О чем попросила мама?

- Чем занималась старшая сестра Наташа? (она читала интересную книгу).

- Что делала Оля? (она лепила из пластилина).  Хотелось ли девочкам мыть посуду? Кто из сестер пошел помогать маме? Найдите отрывок и прочитайте.

- Что же говорит нам о характере Оли ее поведение? Какие качества характера у нее проявляются в самом начале рассказа?

- Что ответила сестре Наташа? Найдите слова и подтвердите ответ.

- Что же вы можете сказать о Наташе? А разве она не занималась интересным делом?

-Она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.

- Почему Оля съела два пирожных?

- Как вы считаете, правильно ли поступила Оля?

- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? Что чувствовала в этот момент старшая сестра?

- Почему же она ничего не возразила Оле?

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Какое выражение лица у Наташи? Жалко ли вам ее? Почему?  Как выглядела при этом Оля?

- Сейчас мы будем читать рассказ по ролям. Попробуйте передать свое отношение к девочкам. Кто вам больше нравится? Почему?

- Какие чувства вы хотели выразить, читая роль мамы?

Некоторые свои произведения Ю. Ермолаев называл «грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного. Герои его произведений честные и озорные, они добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки.

Так на примерах юмористических рассказов учащиеся знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают   данные   поступки, учатся понимать содержание произведения, его основную мысль.