Развитие концепции управления конкурентоспособностью предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Озернов Д. В. Развитие концепции управления конкурентоспособностью предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 4. – С. 298–303. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770350.htm.
Аннотация. В статье рассматривается развитие концепции управления конкурентоспособностью предприятия. Рассмотрены определения термина «конкурентоспособность» различных ученых и исследователей. Описаны современные факторы конкурентоспособности предприятий как внешней, так и внутренней среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Озернов Дмитрий Валерьевич, студент 2курса направления подготовки «Менеджмент»,Саратовский социальноэкономический институт –филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,г. Саратов,Россияnba.ozyornov@yandex.ru

Развитие концепции управления конкурентоспособностью предприятия

Аннотация. В статье рассматривается развитие концепции управления конкурентоспособностью предприятия. Рассмотрены определения термина «конкурентоспособность» различных ученых и исследователей.Описаны современные факторы конкурентоспособности предприятий как внешней, так и внутренней среды.

Ключевые слова:конкурентоспособность, системы качества, конкурентные преимущества, факторы конкурентоспособности предприятий.

На сегодняшний день в мировой экономике стало заметно усиление конкуренции, изза чего руководители компаний находятся в постоянном поиске все новых инструментов и способов управления конкурентоспособностью (КС) компаний и рычагов ее увеличения.Так, в ходе первых тридцати лет XXв. обстановка вобществе складывалась следующим образом: компаниям удавалось прийти к успеху, а, следовательно, и обеспечить свою КС с более низкими издержками. Дифференциации товарного ассортимента практически не было, а залогом успеха выступало умение произвести продукцию с минимальными затратами. Критериями оценки эффективности такого производства в это время считались в основном показатели, соотносившие доходы и расходы. Ярким примером подобной ситуации выступает компания Форд в начале своего развития. Изначальной целью предприятия было создание «автомобиля для всех», то есть транспорта, доступного по цене для широких масс. Руководитель компании Генри Форд придумал конвейер и при его помощи добился масштабного производства своей продукции, что позволило как раз существенно минимизировать издержки на единицу продукции.Но с внедрением новейших технологий, более быстрым насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, а также усилением государственного вмешательства в промышленные отрасли первого поколения: станкостроении, сталелитейной и производстве сельскохозяйственной техники –определенные оперативные методы и способы управления уже не приносили желаемого результата и не увеличивали не только объема продаж, но и КС компаний. Уменьшение накладных затрат, сокращение персонала, повышение производительности и объединение определенных операций не могли исправить стремительное снижение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. начали считаться уже не только традиционные показатели, которые соотносили доходы и расходы, но и организационной и управленческой эффективности (прибыль на вложенный капитал, товарооборот, грузооборот.). К примеру, в 19501960 гг. имела место быть потребность в стратегическом планировании и управлении в системном подходе к управлению компанией и бизнесом. Так, к примеру, компания Boeing, чтобы в меньшей степени зависеть от государственных заказов, сформировала определенные навыки реализации своей продукции на открытом рынке, что считается выдающимся достижением, которое было на тот момент непосильным большинству конкурентов [1, c.14].С возникновением стратегического планирования и стремительном развитием теории конкуренции возник подход, обеспечивающий КС компаний, и который основан на стратегиях конкуренции. Подобный подход делает возможным проведение анализа различных конкурентных преимуществ организации, однако не предоставляет точного количественного растолкования результатов оценки и, следовательно, его нельзя взять как одну из основ современной системы обеспечения КС.В последнее время в нашей стране для повышения КС компаний и ее продукции внедряются системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO9000. Под системой качества принято понимать совокупность организационной структуры, процессов, методик и ресурсов, которые необходимы для общего контроля качеством в компании. Большое распространение при формировании систем качества получили концепция TQM(totalqualitymanagement–всеобщее управление качеством) и концепция CWQC(companywidequalitycontrol–управление качеством в рамках компании). Из опыта внедрения и сертификации данных систем управления качеством на отечественных компаниях известно, что порядка трети сертифицированных организаций относятся к внедренным системам качества формально, без упоминания истинного значения концепции TQM. Для подобных компаний, которые пытаются выйти со своим товаром на внешний рынок, система качества выступают только средством, служащим необходимым условием для получения соответствующего сертификата, который требуется внешними клиентами. Вполне понятно, что формальное внедрение системы качества и получение необходимого сертификата на подобную систему и производимые товары может послужить лишь одним из неотъемлемых, но, однако, недостаточным условием обеспечения КС компании. К организациям, которые применяют элементы TQM, можно отнести, к примеру, Toyota. Она использует вовлечение своих сотрудников в управленческий процесс: им разрешено принимать определенные управленческие решения, принимать участие в составлении собственных планов продаж, изза чего повысился уровень удовлетворенности сотрудников, а за ним и улучшилось довольство клиентов. А в «М.Видео» не так давно был составлен кодекс так называемой клиентоориентированности, в основу которого были положены предложения, выдвинутые работниками супермаркетов. После принятия этого кодекса мотивация сотрудников существенно возросла, так как они чувствовали свой непосредственный вклад в деятельность организации и действовали по самостоятельно разработанным принципам [2, c.355].В конце двадцатого столетия большой западный и уже наработанный отечественный опыт продемонстрировали, что организации, которые сосредоточены на прибыли за данный период времени или на обеспечении определенного уровня рентабельности, страдают некоторой близорукостью. Для отечественных компаний типовыми считаются ситуации, когда при наличии прибыли компания является неплатежеспособной, иными словами не в состоянии погасить свои текущие обязательства, и, наоборот, имея убытки, компания аккуратно рассчитывается со своими поставщиками, персоналом, государством и кредиторами. В качестве примера первой ситуации можно привести компанию ООО "ПризМеталлСервис", которая хоть и получала весьма неплохую прибыль, однако изза нерационального использования производственных площадей, большой себестоимости продукции и других факторов не способна была расплачиваться со своими обязательствами, что постепенно привело к статусу неплатежеспособного предприятия [3, c.88]. Уже по данным параметрам можно сделать вывод о том, что получение прибыли нельзя рассматривать как стратегическую цель и критерий успешности функционирования компании. Но если тогда не прибыль, то что же можно рассматривать в качестве цели и критерия эффективности функционирования организации. Подобным критерием сможет послужить уровень конкурентоспособности компании.Термин конкурентоспособность очень многогранен. По сей день существует огромное количество определений различных исследователей и ученых, каждый из которых посвоему интерпретирует данное понятие.Так, например, Фатхутдинов Р.А. понимает под этим термином следующее: «конкурентоспособность организации –это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу». Данная трактовка направлена, в первую очередь, на товарную сторону, то есть производственную сферу конкурентоспособности, тогда как другие сферы (маркетинговая, трудовая, управленческая) вовсе остались без внимания[4, c.184].По мнению исследователя Донцовой Л.В., конкурентоспособность представляет собой «способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». В своем определении автор затрагивает удовлетворение потребностей потребителей, что характеризует ориентацию на рынок, чего не было сказано в предыдущем определении. Это, в свою очередь, является положительным моментом, так как именно ориентация на потребителя позволяет производить конкурентоспособные товары или услуги[5, c. 145].Не менее интересной является трактовка ученого Яшина Н.С. Данный автор интерпретирует конкурентоспособность предприятия как «возможность и динамику приспособления его к условиям рыночной конкуренции»[6, c. 248]. Как видно из определения, делается акцент, в первую очередь, на внутренней и внешней стороне рыночных отношений, не выделяя товарную составляющую. Данная трактовка отвечает требованиям динамично развивающимся рыночным отношениям, потому что КС продукции предприятия определяется его положением в различных сферах деятельности. Можно сказать, что представленное определение в наиболее полной степени отражает и характеризует термин конкурентоспособность, так как именно степень адаптации предприятия к условиям внешней среды определяет его способность к развитию и функционированию.Обобщая все выше рассмотренные определения, можно сказать, что термин конкурентоспособность предприятия является многоаспектным понятием, которое означает наличие у производителя преимуществ (технических, экономических, организационных) перед своими потенциальными конкурентами, дающие ему возможность снизить издержки производства, улучшать качество товаров, чаще обычного обновлять ее ассортимент, стабильно занимать определенный долевой процентна рынке и получать наиболее высокие доходы, а также по мере возможного расширять свое производство.Становление рыночных отношений связано, в первую очередь, неразрывно с поисками более выгодных и приемлемых условий для производства и сбыта товаров с целью получения наибольшей прибыли при минимальных расходах на труд и средства производства. В научной литературе похожее столкновение различных интересов и стало называться конкуренцией, а возможность и способность противостоять ей получило название конкурентоспособность. Наиболее заметное обострение проблемы конкуренции и конкурентоспособности сформировало особую актуальность и всемирный, универсальный характер в начале 70х, а затем еще более обострилась в конце 80х начале 90х годов XX в., что связано было, прежде всего, с экономическим кризисом. Однако, невзирая на достаточное внимание к тематике конкурентоспособности, совершенно новых идей в ее разработку было предложено весьма мало, и, по своей сути, существующие мнения на этот счет выступают не более чем современным взглядом на теории факторов производства, теории равновесия, теории сравнительных преимуществ и теории жизненного цикла. Стоит отметить, что во всех перечисленных теориях прямого озвучивания термина «конкурентоспособность» замечено не было: речь заходила лишь об «эффективно развивающихся» экономических объектах.На сегодняшний день в экономической литературе присутствует большое количество теорий факторов КС (ФКП). В 1985 году была издана книга М. Портера «Конкурентные преимущества», в которой автор определил, что очень важными ФКП являются, прежде всего, особенности отрасли и позиция компании в отрасли [7, c.51].Особенные черты отрасли складываются из конкретного соотношения сил конкуренции, таких как угроза проникновения новых конкурентов или потенциальная конкуренция, конкуренция между действующими предприятиями или внутриотраслевая конкуренция, угроза появления на рынке товаровсубститутов или межотраслевая потенциальная конкуренция, возможности потребителей, возможности поставщиков.Позиция компании в отрасли определяется широтой цели организации, наличием определенных конкурентных преимуществ и сбалансированностью структуры потребностей рынка, а также возможностей компании их удовлетворять.Конкурентным преимуществом можно считать способность разрабатывать, производить и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, нежели у конкурентов и способность обеспечивать клиента уникальной практичностью товара в виде особых потребительских характеристик, нового качества, улучшения послепродажного обслуживания.М. Портер в своей книге подчеркивает, что позиция компании в отрасли определяется также широтой цели, что подразумевает выбор сферы конкуренции, которая может быть на сознательном уровне сужена или наоборот расширена. Компания обязана учитывать, что современный рынок поделен на разные сегменты, в которых запросы потребителей,а, следовательно, и критерии успеха компании различны. К примеру, в автомобилестроении японские организации избрали широкую цель и удовлетворяют потребности различных групп потребителей, а немецкие предприятия специализируются на выпуске дорогих и спортивных машин.При определении конкурентной политики важное значение имеет учет структуры потребностей конкретного рынка и возможностей компании удовлетворять эти нужды. В ходе своей деятельности каждая организация формирует потребительную ценность, складывающуюся в результате объединения разных сторон деятельности (сбыт, производство, обслуживание и прочее). Взаимосвязанные между собой виды деятельности М. Портер называет «цепочкой ценностей», управление связями, которые смогут стать важнейшими источниками конкурентного преимущества.Проблемы изучения ФКП касались также такие экономисты как А. Томпсон, Х. Бреде, П. Дойль и многие другие ученые. Объединив их опыт, можно сформулировать современную систему ФКП.Все современные ФКП делятся на факторы внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды принято относить [8, c.79]:

экономические (обменный курс, уровень занятости, темп инфляции);

политические (нормативные документы правительства, местных органов, антимонопольное законодательство);

рыночные (доходы населения, ЖЦТ, легкость проникновения на рынок,);

технологические (насколько успешны те или иные технологии во внешней среде);

международные (изменение валютных курсов, изменение рынков, а также правительственной политики);

отраслевые (текущие стратегии и цели конкурентов, их сильные и слабые места);

социальные (движения в защиту потребителей, отношение общества к предпринимательству, ожидания общественных групп);К ФКП внутренней среды относят:

ресурсные. Они связаны с ценовыми особенностями покупаемого сырья и комплектующих (оптимизационная величина –уровень цен);

технологические. Обусловлены, прежде всего, эксплуатацией технологий, которые позволяют использовать эффект масштаба производства и увеличивают потребительский спрос (оптимизационная величина –гибкость производства);

инновационные. Связаны, в первую очередь, с изменением качественных характеристик продукта за счет применения результатов НИОКР (оптимизационная величина –индекс качества и индекс привлекательности);

интеллектуальные. Обеспечивают преимущества за счет степени квалификации сотрудников, их состава и структуры, а также благодаря рациональной организации рабочих мест и трудового процесса (оптимизационная величина –производительность);

организационные. Связаны с использованием принципов маркетинга и менеджмента в организации деятельности компании и управления (оптимизационная величина –время).Все ФКП, как внешние, так и внутренние, взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Они создают так называемую «факторную паутину конкурентоспособности», которую компании необходимо связать таким образом, чтобы в нее «попалось» наибольшее число покупателей и в наиболее полной мере реализовались конкурентные преимущества.

Ссылки на источники1.Томас Дж. Питерс В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки.–New York, Harper & Row, 2012.–14 с.2.Баженова Е.С. Возможности и ограничения применения концепции TOTAL QUALITY MANAGEMENT в практике управления зарубежными и отечественными компаниями» М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2010. –355 с.3.Симонов А.С. Анализ неплатежеспособности ООО ПризМеталлСервис. –М.: Издво Москва, 2010. –88 с.4.Фатхутдинов Р.А Стратегическая конкурентоспособность: учебник. –СПб.: Издво СанктПетербург, 2011. –184 с.5.Донцова Л.В., Никифорова Н.А Анализ финансовой отчетности: учебник. –М.: Издво: «Дело и Сервис», 2004. –145 с.6.Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка регулирование. –Саратов: Изд. центр СГЭА, 1994. –248 с.7.Портер М. Международная конкуренция. –М: Международные отношения, 2013. –51 с.8.Круг Э.А. Характеристики методик определения конкурентоспособности предприятий // Вестник алтайского государственного аграрного университета. –2011. Выпуск № 3. –79 с.

Научный руководитель: Жданов Сергей Александрович,доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента

Саратовский социальноэкономический институт –филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россияs.a.jdanov@list.ru

Ozernov Dmitri Valerievich, 2ndyear student, “Management”Saratov Social and Economic Institute –Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russianba.ozyornov@yandex.ru

Development of the Concept of an EnterpriseCompetitiveness Management

Abstract. The article deals withthe development of the concept of an enterprise competitiveness management. The definitions of the term "competitiveness" given by various scientists and researchers are considered. Modern factors of enterprise competitiveness of both external and internal environment are studied.Keywords: competitiveness, quality system, competitive advantages, factors of enterprises competitiveness.

Scientific Supervisor: Zhdanov SergeiAlexandrovich,Doctor of Economics, Professor,Department of Management, Saratov Social and Economic Institute –Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russias.a.jdanov@list.ru