Полный текст статьи
Печать

Информационная война, развязанная против России, ведет к интенсивному насыщению ее духовно-культурного пространства чуждыми идеями, подмене первичных национально-культурных духовных ценностей (любовь к Родине, семье, уважение к земле, на которой живешь), менее значимыми, но представляемыми как истинные (эгоцентризм, получению максимальных материальных благ любой ценой и сразу, пропаганда стратегии «я никому ничего не должен», высмеивание понятия долга, патриотизма, Родины и т.д.). Это особенно опасно в период взросления, когда молодой человек наиболее восприимчив к приобщению к социуму и его ценностям, не всегда может адекватно оценить духовную агрессию и иноязычную экспансию, воспевающих лучшую жизнь и социально-экономическое обустройство за рубежом, где он практически никому не нужен.

Ответом на эти вызовы современности является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016−2020 гг., которая утверждает значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира нации, направленного, в частности, на формирование и развитие самоидентификации и гражданской идентичности личности студента. Патриотизм (от греч. — соотечественник, ‒ родина, отечество), в первую очередь, предполагает любовь к отечеству, своему народу, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; это одно из наиболее глубоких чувств, веками воспитываемых социумом [dic.academic.rudic.nsf/enc_philosophy]. Под патриотизмом понимается сознательная и добровольная позиция граждан, в том числе студентов, формируемая в результате включения патриотического воспитания в процесс преподавания разных дисциплин. В результате работы над презентациями, докладами, рефератами и проектами появляется мотивированная потребность расширять свой кругозор и участвовать в общественно-полезном труде на пользу Родине [1; 2; 3].

В этой связи особое значение приобретает дисциплина «иностранный язык» и отношение к предмету. Присутствие России в мировом сообществе, международное сотрудничество, миграционные процессы, студенческие обмены и т.д. создают новые цели межкультурной коммуникации. Владение иностранным языком становится необходимой компетенцией современного молодого человека. В связи с этим следует отметить воспитательный потенциал и прагматические возможности курса «иностранный язык», относящегося к дисциплинам гуманитарного цикла, в формировании гражданского чувства патриотизма.

Программы преподавания иностранного языка для неязыковых вузов разработана с учетом принципов культурной и педагогической целесообразности, основывается на тщательном отборе языкового, речевого  и страноведческого материала, уделяя  особое внимание осознанию студентами социокультурных особенностей своей страны и стран изучаемого языка, ложных стереотипов в этих странах и в своей стране, препятствует формированию неверных  и односторонних представлений о разных культурах.Таким образом, наряду с практической (коммуникативной) и развивающей целями обучения иностранному языку выделяется воспитательная цель обучения,в том числе развитие патриотизма, которая реализуется кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Наиболее приемлемой формой патриотического воспитания в рамках аудиторныхзанятий по иностранному языку являетсянравственно-патриотическое, героико-патриотическое и национально-патриотическое воспитание через осознание патриотической роли своего народа на международной исторической арене жизни, адекватное представление своей страны и культуры, формирование готовности студента отстаивать свою позицию в межкультурном диалоге на иностранном языке. В качестве проблематики иноязычного обучения, в том числе иностранных студентов,кафедра активно использует тексты о нашей стране, ее столице, Волгограде (малой Родине), достижениях России, ее истории, известных людях- патриотах страны наряду с изучением аналогичного иноязычного материала, что позволяет студентам почувствовать себя гражданами великой страны с богатой историей и культурой, национальными традициями и праздниками; представлять историю и традиции своего вуза, а также  его известных выпускников. При изучениидругих стран студенты готовят сообщения и презентации,которые знакомят их с особенностями культуры и истории этих народов, религиозными традициями, праздниками и спецификойнационального менталитета,высшего образования и организации учебного процесса в разных странах.Большое внимание уделяется обсуждению особенностей социального и гендерного поведения жителей этих стран в различных жизненных ситуациях в сопоставлении с личным опытом обучающихся.

Любовь к Родине начинается с семьи, с отношения к своей малой Родине, что в рамках дисциплины «Иностранный язык» предусматривает использование краеведческих материалов, т.е. регионального компонента. Изучение достижений Волгоградского региона, его особой значимости в истории России, биографий его известных представителей и патриотов формируют у студентов чувство гордости за свой край, Родину, способность достойно представить себя, осознатьсвою гражданскую идентичность. Поэтому в честь Дня Победы многие студенты при подготовке презентаций об известных российских полководцах, героях войны, участвовавших в международной борьбе с фашизмом, старались делать сообщения о героях Сталинграда и часто о своих дальних или близких родственниках‒ветеранах войны или тружениках тыла.

В рамках внеаудиторнойдеятельностипо развитию патриотического воспитания кафедра регулярно проводит мероприятия разного уровня и масштаба, посвященные истории Отечества, его военно-патриотической славе, его знаменитым представителям, студенческим и профессиональным праздникам в России и за рубежом, Волгограду как малой Родине наших студентов. И, конечно же, в этих мероприятиях лидирует военно-патриотическая тематика:

‒ в феврале регулярно проводится переводческий конкурс, посвященный Дню разгрома фашистских войск под Сталинградом; а также мини-конкурс на лучшее поздравление защитников Отечества на иностранном языке;

‒ в марте особой популярностью пользуется мини-конкурс на лучшее поздравление прекрасной половины человечества на иностранном языке;

‒ в апреле ‒ тест на иностранном языке «Выдающиеся ученые России и их открытия» в честь Дня космонавтики;

‒ в мае кафедра организует конкурс инсценированной военно-патриотической песни на русском, английском и немецком языках, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной Войне, а также викторину «Страны союзники во Второй мировой войне»;

‒ в октябре мы проводим конкурс на лучший перевод технического текста по теме «Архитектура России, Англии, Германии», посвященный Всемирному Дню архитектуры;

‒ в ноябре кафедра организует традиционную викторину на иностранном языке о Великой Отечественной Войне в честь присвоения памятного знака «Город-герой Сталинград»;

‒ в декабре кафедра проводит Олимпиаду по истории Отечества на иностранном языке, посвященную Дню героев Отечества.

В 2018 г. Волгоград будет принимать Чемпионат мира по футболу, что в значительной степени мотивирует студентов не только к овладению английским языком, но и к новому открытию для себя Волгоградского региона и города Волгограда, его известных людей, исторических фактов; желанию поделиться этим открытием на иностранном языке с гостями из других стран. Поэтому в НОЦ «Английский язык» разрабатываются и проводятся ролевые мини-экскурсии по городу на английском языке, где студенты-экскурсоводы и туристы меняются ролями, углубляя языковые умения и знание региона. Перечисленные мероприятия положительно влияют на общекультурное развитие студентов, формируют у них толерантное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям, которое выступае необходимым условием и надежным гарантом сохранения современной цивилизации во всей ее полифонии.

Таким образом, использование воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» соответствуеттребованиям Государственной программы Патриотического воспитания граждан Российской Федерации, конечным результатом реализации которой ожидается, в том числе, положительная динамика роста самоидентификации и гражданской идентичности студентов, патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на этой основе благоприятных условий для духовного и культурного развития общества, повышение международного авторитета Российской Федерации.