Проводимое на фоне глобализации объединение экономической, культурной, религиозной и политической сфер общественной жизни на межгосударственном уровне знаменует процессы сближения и слияния культур разных стран, сопровождаемые унификацией технологических и экономических процессов, гармонизацией законодательства, а также миграцией капитала, человеческих и производственных ресурсов. Очевидно, что процесс глобализации носит системный характер, в связи, с чем его влияние распространяется на все сферы жизни общества.
В сфере политики глобализация сопровождается распространением политического господства, форм правления и полномочий, в совокупности оказывающих влияние на суверенитет национального государства, охраняемый положениями конституционно-правового законодательства каждой страны.
В результате процесс глобализации может негативно сказаться на осуществлении не только внешней политики государства в области регулирования международных отношений, но и, прежде всего, в ходе проведения внутреннего государственного управления, создавая благоприятные условия для нивелирования национального культурно-исторического этноса.
Конституция, как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, определяет основы легитимности власти и является ядром правового сознания и опорой гражданского общества. Устойчивость Основного Закона является залогом политической стабильности и динамичности развития любого государства, создавая эффективный механизм противостояния негативному влиянию гармонизационно-глобализационных процессов.
Тем не менее, именно конституции всех развитых демократических стран мира закрепляют принципы и нормы, создающие политико-правовые режимы, ориентированные на обеспечение реализации права народа на самоопределение, предполагающего, в том числе, и возможность личности существовать в условиях многополярного мира, построенного на принципе плюрализма культур.
В юридической литературе все чаще бытует мнение о том, что конституция носит самостоятельный характер и является мощным инструментом защиты прав и свобод человека и гражданина.
Так, по мнению Шустрова Д.Г. целью конституции любой страны является обеспечение ее сохранности, прочности, работоспособности и возможности гарантировать не только свое существование, но и стабильное развитие общества в целом. Поэтому не случайно конституция олицетворяет собой живой, действующий документ, который не только активно влияет на общественно-политическую и экономическую действительность, воплощаясь в законах, решениях, институтах, но и самым непосредственным образом влияет на облик каждой страны и ход ее истории.[1]
После распада Советского Союза началось образование Содружества Независимых Государств (далее – страны СНГ), в каждом из которых стали активизировались государствообразующие процессы, требующие нормативного закрепления.
С принятием Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в 1993 г. изменилась и основная задача законодателя, суть которой заключалась в обновлении и усовершенствовании действующего законодательства. В текст Конституции РФ были внесены основные общепризнанные принципы и нормы международного права, что сделало ее прогрессивным документом, который в последующем стал моделью для подражания при создании многих конституций ряда стран СНГ.
Вишняков В.Г. отмечает, что обновление конституций стран СНГ отчасти связанно с проводимыми на тот момент политическими и экономическими реформами, затрагивающими положения Основного закона. Однако, несмотря на прогрессивное становление нового законодательного массива, в конституциях стран СНГ были сохранены общие конституционные нормы и принципы, которые твердо закрепили свое значение не только в Конституции РФ, но и в международных документах. Среди них парламентаризм, разделение властей, права и свободы человека и гражданина. [2]
Таким образом, в связи с тем, что республики некогда были частью одной страны, проводимые ими конституционные реформы продемонстрировали общность моделей основных законов, послуживших, в итоге, толчком для осуществления конституционных преобразовании в России и странах СНГ.
Основы конституционного строя России и стран СНГ построены на демократических началах, которые закреплены в конституциях этих государств. Так, мировым сообществом было общепризнано равноправие всех форм собственности, провозглашение демократического характера государства, верховенство закона во всех сферах жизни государства, признание человека высшей ценностью и закрепление его прав и свобод в конституции, светский характер государства, принцип разделения властей и народовластие.
Особый интерес вызывает участие народа в осуществлении государственной власти. Признавая суверенитет народа, большинство стран СНГ провозглашает народ единственным источником государственной власти, при этом придавая особое значение провозглашению государственного суверенитета, закрепляя данные положения нормами конституции. Очевидно, что такая расстановка положений позволяет говорить об отсутствии на момент формирования законодательной платформы в странах СНГ представления о собственном независимом суверенном государстве.
При освещении вопроса, касающегося закрепления в конституции большинства стран СНГ положений, провозглашающих светский характер государства, целесообразно говорить об отстраненности церкви от государства, что говорит о том, что перед законом равны все религии и вероисповедания. К примеру, в статье 16 Конституции Республики Беларусь деятельность религиозных организации ограничивается в случае, если она посягает на суверенитет Республики Беларусь, конституционный строй или же нарушает права и свободы граждан.
Особое значение в конституционном праве стран СНГ отведено правовому статусу личности. В России и странах СНГ государство выступает гарантом прав и свобод граждан, обеспечивая со своей стороны соответствующую защиту. Так, статья 19 Конституции РФ гласит о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Пункт 1 Статьи 24 Конституции Республики Молдова определяет, что государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность.
Немаловажной особенностью конституций стран СНГ и России является закрепление основополагающего принципа гражданства, суть которого заключается в обеспечении государством защиты своих граждан не только внутри страны, но и за ее пределами. В частности, в статье 25 Конституции Украины закреплено положение о том, что Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами, а в статье 10 Конституции Республики Казахстан предусматривается, что гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Важной составляющей норм конституций России и стран СНГ, являются политические права граждан. Так статья 31 Конституции РФ определяет, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статья 33 Конституции Республики Узбекистан гласит о том, что Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством.
Таким образом, государство наделяет своих граждан правом на свободное объединение при условии, что данное право будет осуществляться без причинения вреда ему и проживающим на его территории гражданам.
Конституции стран СНГ и России содержат в себе нормы, определяющие права граждан на участие в управлении государством путем наделения их избирательными правами. При этом существует ряд ограничений таких прав, в частности, в отношении граждан, которые отбывают наказание по приговору суда или признаны судом недееспособными. Так статья 27 Конституции Республики Армения гласит, что граждане, признанные решением суда недееспособными, а также приговоренные к лишению свободы по вступившему в законную силу приговору суда и отбывающие наказание, не могут избирать и быть избранными. В Конституции РФ статья 32 предусматривает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Конституциями стран СНГ и России не приветствуется узурпация государственной власти. Так статья 6 Конституции Республики Азербайджан гласит, что присвоение власти является тягчайшим преступлением против народа, а статья 2 Конституции Республики Молдова что ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. В результате, конституции стран СНГ и России закрепляют социальный и демократический характер государства.
Таким образом, общий концептуальный подход объединяет все конституции стран СНГ, поскольку свое начало он берет из истоков формирования Конституции РФ и является прямым отражением основных его положений, основанных на государственном единстве, осуществлении конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, политической стабильности и социальной защищенности.
Это позволяет говорить о том, что во времена политико-правовой глобализации единообразие толкования конституционно-правовых положений способно обеспечить, при условии уважения государственных суверенитетов стран-участников СНГ, создание такого правового режима (на территории СНГ), при котором государство может свободно осуществлять государственный менеджмент как внутри страны, так и за ее пределами, не беспокоясь о том, что интересы других держав могут причинить ущерб национально-культурной идентичности народа отдельно взятого государства.