Полный текст статьи
Печать

Образ женщины в различных религиях имеет существенные отличия. Тот образ, который был сформирован мужчинами в рамках иудаизма, христианства и ислама, нуждается в очищении от наслоений, приведших к дискриминации женского начала, к снижению религиозного и социального статуса женщин. Современный образ женщины способствует тому, что в сознании большинства людей «существует прочно утвердившийся и почти неискоренимый стереотип, заставляющий воспринимать религиозное значение женщины как нечто второстепенное, не заслуживающее серьезного внимания и, разумеется, производное от мужской доминирующей роли» [1]. Согласно принципу историзма, необходимо рассматривать то, как возникло то или иное явление, какие стадии развития проходило и чем является в данный момент времени. Тогда следует обратиться к тому, какое место занимало женское начало в обозримом начале человеческой истории.

Древний мир отличает высокий метафизический, религиозный и социальный статус женщин. Исследования немецкого палеоисторика Г. Вирта, результаты которого были изложены в его главном труде «Происхождение человечества» (1928) показали, что изначальным является матриархат, в рамках которого жреческие функции изначально выполняли женщины – Белые Дамы. Это позволяет исследователям говорить об особой женской сакральности, хотя и имеющей отличия от сакральности мужской, но выступающей ее дополнением. Гармоничное их сочетание в то время выступало условием полноценной ритуальной жизни коллектива. Как справедливо отмечает М.Ф. Альбедиль, «парадигма для такого отношения к женщине была задана в глубокой древности мифическим архетипом. Согласно ему, Земля как мать растений и всего живущего на ней сочеталась браком с отцом Небом и забеременела от него» [2, c. 108]. Кроме того, женщина выступала и в роли магической помощницы мужчины в охоте, объясняемой тем, что она почиталась как магическая посредница между коллективом охотников и миром животных, а также исполняла погребальные обряды вследствие ее причастности к рождению и смерти. В ряде обрядов женщины выступали наравне с мужчинами, в некоторых являлись пассивными участницами, что способствовало благотворным результатам. Известно о существовании тайных женских культов и женских тайных обществ, которые изучены пока в недостаточной степени.

Однако гармония женского и мужского начала не была устойчивой, так как этому препятствовала взаимная зависть полов. В мифах Австралии, Меланезии, Центральной Бразилии существуют мифы, описывающие, как мужчины совершили революционный переворот, в ходе которого хитростью присвоили тайные знания и ритуалы, принадлежащие издревле женщинам. Причины этого переворота остаются в самих мифах непроясненными и объясняются по-разному: мужчины обвиняют женщин в недостаточной подвижности в совершении ритуальных танцев, женщины настаивают на том, что именно мужчина двигается в них неправильно. После этого переворота произошло падение ритуального статуса женщин, а также появились представления о периодах их ритуальной «нечистоты». Позднее эти представления перекочевали в иудаизм, а через него в христианство.

В матриархальной культуре верховным божеством обычно являлся образ Богини-матери, главной функцией которой выступала созидательная функция, включающая в себя участие в творении мира и всех живых существ, покровительство плодородию, а также культуре, законам, тайным знаниям. М.В. Воробьева полагает, что культ Богини-матери выступает следствием обожествления женщин в древности. Об этом же пишет Дж. Фрезер в «Золотой ветви»: «Древние германцы верили, что в женщинах есть нечто священное, и поэтому советовались с ними как с оракулами. Нам сообщают, что священные женщины смотрели у них на крутящиеся водовороты, прислушивались к журчанию или реву воды и по ее виду и звуку предсказывали, что должно было произойти. Но часто благоговение мужчин заходило дальше, и они поклонялись женщинам как настоящим живым богиням» [3, c. 168].

В первой мировой религии – буддизме – женщина признается формально равной мужчине, однако фактически ее религиозный статус является невысоким, так как согласно легенде, сам основатель буддизма Гаутама категорически выступал против священнических функций женщин. О дискриминации женщин говорит и тот факт, что в своих молитвах буддистские мужчины благодарят судьбу за то, что не родились женщинами. Вместе с тем отметим, что Гаутама в конце земной жизни дал согласие наиболее ревностным последовательницам на принятие монашеских обетов. В средние века традиция посвящения будистских женщин была прервана.

Христианство, как уже отмечалось, наследует иудаисткий подход к женщине, основанный на мифе о грехопадении, согласно которому женщина выступает пособницей Сатаны и на нее возлагается ответственность за изгнание первых людей из райского Эдема. При этом часто негативное отношение к женскому началу выводится из неправомерного стремления Евы к познанию запретной божественной тайны, стремления, за которое и была проклята женщина. Кроме того, этому способствует и сведение природы женской к сексуальности. «Патриархатная религия и этика связывают женщину и секс в одно, как если бы вся тяжесть ответственности и позора, за которые, по патриархатным понятиям, сопровождают секс, лежала исключительно на совести женщины. Тем самым секс, воспринимаемый как нечистый, греховный и истощающий, имеет отношение только к женщине, мужская же идентичность оказывается человеческой, а не сексуальной» [4, c. 8]. Таким образом, с помощью патриархатной интерпретации мифа о грехопадении производится отмена мифов о Богине-матери, а женщина низводится в подчиненное мужчине положение, становясь, по словам М. Лютера, «блудницей чертовой». В посланиях апостола Павла четко определяется статус женщины: «В женщине – начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть»; «… Не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное». Позднее женщину назовут «вратами дьявола и стезей беззакония» (св. Иероним), скорпионом, всегда готовым ужалить (св. Бонавентура), орудием, используемым дьяволом для овладения нашими душами (св. Сципион), ядом аспида, злобой дракона (св. Григорий Великий) и т. п.

Вместе с тем укажем и на иной подход авторов-мужчин к пониманию роли и места женщины в христианской жизни. Так, диакон А. Кураев соглашается с тем, что в трудах отцов Церкви и аскетической литературе действительно встречается сравнение женщины с сосудом греха, однако указывает и на то, что аналогичная характеристика дается и мужчинам с точки зрения женского монашества, так как для последнего мужчина в свою очередь выступает орудием соблазна. Аскетический принцип и христианства и буддизма настаивает на контроле своего полового инстинкта и касается как монахов («Будьте осторожны при общении с женщинами»), так и монашек («Будьте осторожны при общении с мужчинами»). Кроме того, практически отсутствуют источники о духовной жизни и богословской мысли женщин-христианок. В результате советы игуменов мужских монастырей широко известны, тогда как «аналогичные советы игуменьи («аммы») оставались лишь в устном предании, не выходя за стены женской обители. Оттого у нецерковных книжников и создалось впечатление, будто Церковь что-то имеет против женщин как таковых». Он же объясняет и то, почему женщинам отказывается в рукоположении: главным образом по причине традиции, так как Иисус Христос был мужчиной, а священство символически представляет именно его [5, c. 88]. Другой современный христианский автор – греческий митрополит Иерофей (Влахос) пишет, что в состав «истинного священства» «могут войти люди всех категорий, в том числе, конечно, и женщины. Поэтому не имеет большого значения то обстоятельство, что женщинам, согласно православному преданию, не разрешается принимать таинственное священство. Ведь они могут сделаться «истинным священством» [6, c. 589]. (Согласно св. Григорию Синаиту, «истинное священство … есть без помыслов сердце, воздействуемое Духом. Ибо там все совершается и говорится духовно…», Добротолюбие. Том 5).

А. Г. Дугин усматривает главное отличие восточного христианства от иудаизма и ислама в восстановлении прежней роли Женщины, проявляющееся в особом почитании Пречистой Девы Марии в православии в качестве архетипа «совершенного человека». Им же подчеркивается и то, что «женская онтология более устойчива к циклической деградации, нежели профаническое мужское начало», вследствие чего «именно женщины являются хранительницами традиций, культов и преданий, осуществляя культурную, духовную, сакральную непрерывность поколений» [7, c. 322].

А.Г. Дугин акцентирует внимание и на сотериологической функции женщины в таинстве христианского брака. После венчания супругов рождается новое соборное существо, некая «малая Церковь», обладающая двумя аспектами – внешним и внутренним. Если на внешнем – социально-этическом – аспекте главным выступает мужчина, то на внутреннем – духовном – первенство отдается женщине. «Православная женщина как супруга и мать связывается с самой Пречистой Девой Марией, с абсолютным архетипом, а, следовательно, на уровне духовной реализации занимает место совершенного человека. Поэтому ее роль в таинственной стороне семейного домостроительства огромна». При этом данный автор указывает еще и на то, что в некоторых старообрядческих толках вообще считалось, что спасение мужа возможно только через спасение жены. Важно и то, что женщина может выступить не только посредником между змеем и райским Адамом (в ситуации грехопадения), но между Богом и падшим Адамом (в ситуации спасения) [8, c. 20]. Об этом же по сути пишет и Б. Муравьев: «Именно женщина – дщерь Евы – с ее тонкой организацией и восприимчивой натурой вновь должна сыграть роль вдохновительницы в нынешнее сложное и трудное время перехода к обетованной эре Искупления» [9, c. 11].

Авторы-женщины, в частности Л. Вагурина, на основе анализа Нового показала, что женщина является непременным участником всех узловых моментов евангельского сюжета. Первое чудо, которое совершает Иисус в Кане Галилейской (претворение воды в вино на свадьбе), делается по просьбе его матери. Первым, кому Иисус признается в том, что он – Христос, является также женщина – самарянка у колодца Иакова. Особую роль играет в евангельских событиях спасенная Иисусом Мария Магдалина, которую по обычаю должны были забить камнями по причине взятия ее в прелюбодеянии. Именно она, предчувствуя судьбу Иисуса, использует дорогой мир для помазания его ног и вытирает их своими волосами, а также первая увидит воскресшего Спасителя.

А жена известного писателя и поэта, автора «Розы мира» Даниила Андреева А. Андреева не соглашается с теми феминистками, которые борются за возведение женщин в священнический сан, особенно после получения такого разрешения в ряде западных церквей (в частности англиканской), видя в этой борьбе комплекс «дискриминации женщин» и стремление стать «равноправной» с мужчиной. На основании евангельских текстов она делает вывод, что долг женщины состоит в том, чтобы «идти на зов Вышнего, беззаветно любить, свидетельствовать», а мужчины – выполнять священнические функции. Более того, она утверждает, что «в этой борьбе женщина теряет свою суть – женственность, а мужчина вслед за ней столь же печально теряет свою мужественность, и в мире наступают путаница и потеря ответственности, связанная с забвением своего пути, т.е. Божьего задания» [10].

Аналогичная ситуация относительно дискриминации женщин наблюдается и в исламе. Вместе с тем исследователи истории возникновения ислама отмечают высокий статус женщин в доисламском обществе, о чем свидетельствует история богатой Хадиджы, до союза с Мухаммедом дважды разведенной и свободно выбиравшей своих трех мужей. Кроме того, в самом Коране нет указаний на побивание камнями женщины за прелюбодеяние, на принудительную выдачу замуж и четкого требования ношения хиджаба. Нет в священной книге мусульман и оправдания сегрегации полов, которой при жизни Мухаммеда не существовало(11). В то же время в мистическом течении ислама – суфизме не делается различий между женщиной и мужчиной в плане духовного роста, чем объясняется немалое число женщин среди суфийских наставников.

Согласно М.В. Воробьевой, в новых религиозных движениях существуют совершенно противоположные подходы к оценке женщины и ее духовности. Ряд движений даже основываются или руководятся женщинами, в других – женщина воспринимается как низшее существо, что выражается даже в отдельных фактах физического и духовного насилия по отношению к ним.

Таким образом, изначально женщины обладали высоким метафизическим, религиозным и соответственно социальным статусами. В какой-то момент истории произошел революционный переворот, в ходе которого женщины были, по всей видимости, насильственно лишены своих сакральных функций, что привело к метафизической деградации обоих полов. В настоящее время существует тенденция возрождения прежней высокой роли женщины в духовной сфере, которое может стать важным условием гармонизации отношений полов и общественной жизни в целом.