Полный текст статьи
Печать

Мотивация – это важная образовательная проблема, и преподавателю необходимо так заинтересовать студентов, чтобы они с интересом и желанием познавали что-то новое. Практически у каждого преподавателя периодически возникает вопрос: какую среду нужно создать для мотивации на занятии. Особенно часто возникает такой вопрос при обучении иностранному языку на начальном этапе, так как обучающиеся ещё не адаптировались к требованиям педагога и учебного заведения. 

Задача, стоящая перед педагогом образовательной организации среднего профессионального образования (СПО), на самом деле очень сложная, так как обучающиеся поступают со средним, а иногда низким уровнем знания иностранного языка. В моей педагогической деятельности часто приходится проводить занятия, которые направлены на мотивацию, именно на начальном этапе обучения, при этом, хорошо владеющие иностранным языком студенты подтверждают свой статус, а слабо владеющие дисциплиной, пытаются соответствовать последним, ведь мотивация – это специально направленное воздействие на внутренние чувства человека с целью побуждения к действиям, формирование желания сделать что-то. [1, с. 56].

Вопросы учебной мотивации активно исследуются современными учёными, преподавателями, методистами: [2], [3], [4], [5] и др.

Проблем в процессе обучения возникает много, а решения должен принимать сам педагог; от того, какой опыт приобрёл преподаватель в своей профессии, будет зависеть и мудрость его решения. Преподаватель часто сталкивается с проблемой сложности обучения, нежелания изучать иностранный язык студентами по разным причинам: отношения преподавателя и обучающегося, частые пропуски по болезни, а иногда – просто нежелание посещать занятие по причине непонимания того или иного материала. Можно ли справиться с этими проблемами? Можно ли повысить мотивацию обучающихся? Путей решения тоже может быть множество. Не все проблемы можно решить сразу, для решения многих требуются время и огромные усилия.

Во-первых, нужно определить группу студентов, которые имеют самую низкую мотивацию. Это не значит, что работать в дальнейшем нужно лишь с ними. Все обучающиеся нуждаются во внимании и поощрении преподавателя, нельзя ни о ком забывать, но акценты педагог расставлять должен. Во-вторых, я вношу в занятия какие-то новшества, которых не было раньше. Это могут быть интересные задания, деловые игры и т. п. В результате даже обучающиеся с низкой успеваемостью проявляют заинтересованность в предмете и активность.

Приведу небольшой пример из своей практики. Свои практические занятия, как правило, я начинаю с речевой зарядки, в которую входят как стандартные фразы, ранее записанные студентами, так и новые, на которые у студентов сразу акцентируется внимание. Если практическое занятие посвящено грамматическому материалу, то я провожу ролевую игру, результатом которого является закрепление материала и успешное написание тестовой работы. Этот метод эффективен тем, что у студентов, даже если у них слабые знания, всё равно происходит непроизвольное усвоение материала. Разумеется, одна маленькая игра не сможет изменить что-то кардинально. В ходе занятия я часто поощряю обучающихся, хвалю их, если они отвечают правильно, если же где-то путаются, то подсказываю и намекаю, стараясь никогда не произносить правильный ответ сама. Очень часто прошу студентов поменяться тетрадями и проверить работы, давая ответы на доске. Многим очень приятно видеть, что в некоторых вопросах они не допустили тех ошибок, которые сделал их сосед. В конце практического занятия подводим итоги, анализируем грамматический материал, выставляем оценки, влияющие на рейтинг. Ежемесячный рейтинг по успеваемости – это ещё один вид мотивации. Его, как правило, проводят на первом курсе обучения и эффективность его высока до тех пор, пока обучающиеся хотят получать знания.

В итоге можно сделать очень простой вывод: проблема мотивации является довольно распространенной во всех учебных заведениях и с этой проблемой можно и нужно справляться самому педагогу. Но только личностно ориентированный подход, знание своих обучающихся, а также кропотливый труд смогут изменить ситуацию.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на проблеме мотивации обучающихся в процессе обучения говорению на английском языке. Цель, которую ставит преподаватель перед студентами на занятии, – это уметь общаться на иностранном языке. Обучение говорению является сложной, но выполнимой методической задачей.

Благодаря современным педагогическим технологиям преподаватель может выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество, такие, как деловая игра, проектная методика, использование новых информационных технологий. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня обученности и творческого потенциала. На примере деловой игры, проведённой на занятии, я могу утверждать, что деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. У деловой игры высокая познавательная активность, в процессе работы над проведением такого занятия участники становятся одним коллективом, устанавливается взаимосвязь при решении общих задач, а при проведении игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии [6, с. 106-107].

Итак, формирование мотивации имеет свои положительные стороны, которые помогут педагогу в образовательном процессе. Более того, она делает работу на занятии не только проще для преподавателя, но и для обучающихся. Главное, чтобы каждая работа была правильно организована с методической точки зрения.