Полный текст статьи
Печать

Местное самоуправление в России является деятельностью населения по решению вопросов местного значения самостоятельно или через органы местного самоуправления с учётом интересов, исторических, культурных и других местных традиций народа. Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит в первую очередь от качества функционирования аппарата управления и профессионализма работников.

Администрация муниципального образования «Боковское сельское поселение» – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, который в своей деятельности руководствуется уставом муниципального образования для решения вопросов местного значения и наделен полномочиями для осуществления возложенных государственных полномочий.

Управление персоналом Администрации – важнейшая функция данного органа власти – представляет собой систему организации и управления процессами подбора, отбора и найма, их обучения и оценки кадров.

В системе управления персоналом выделяют субъект и объект [1].

Субъектами управления являются Глава и ведущий специалист по организационной и кадровой работе, основными должностными обязанностями которого являются следующие:

-   отбор, подбор и найм сотрудников в рамках требований трудового законодательства, положений приказов Главы Администрации;
-   разработка кадровой политики Администрации;
-   сбор материалов для аттестационных, квалификационных, конкурсных комиссий;
-   представление сотрудников к поощрениям и взысканиям;
-   создание и ведение личных дел сотрудников;
-   учет отпусков сотрудников, контроль над составлением  и соблюдением графиков отпусков;
-   контроль над исполнением требований рабочей дисциплины и трудового распорядка;
-   прогнозирование и планирование качественной и количественной потребности в кадрах;
-   постоянное совершенствование системы управления персоналом Администрации.

Под объектом управления понимается персонал Администрации. Персонал Администрации Боковского поселения – это весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

На 1 декабря 2016 года в персонал Администрации входило 14 человек, в том числе 8 муниципальных служащих. В таблице 1 наглядно представлено распределение персонала по штатной и фактической численности. 

Таблица 1 

Сведения о численности персонала Администрации муниципального образования «Боковское сельское поселение» 

Категория

Штатная численность,

единиц

Фактическая численность, человек

Работники, замещающие муниципальные должности

1

1

Работники, замещающие должности муниципальной службы

7

7

Обслуживающий персонал

3

3

Технический персонал

3

3

Итого

14

14

 

Персонал Администрации делится на 4 категории. К работникам, замещающим муниципальные должности, относится Глава Администрации Боковского поселения.

Должности муниципальной службы занимают 7 работников, а именно:

-   Заведующий сектором экономики и финансов;
-   Главный специалист по бухгалтерскому учету;
-   Ведущий специалист по организационной и кадровой работе;
-   Ведущий специалист по вопросам муниципального хозяйства, ГО и ЧС;
-   Специалист 1-ой категории по земельным и имущественным отношениям;
-   Специалист 1-ой категории по вопросам архивной работы и регистрационной учета;
-   Специалист 1-ой категории.

В обслуживающий персонал входят старший инспектор, инспектор и водитель. К техническому персоналу относятся 2 сторожа и уборщица.

Управление персоналом Администрации основывается на Уставе муниципального образования «Боковское сельское поселение» и соответствующих нормативно-правовых актах, принятых данным органом власти:

-                        26 февраля 2014 года Собранием депутатов было принято Решение «Об утверждении Положения о муниципальной службе в Боковском сельском поселении»;

-                        26 февраля 2014 года Собранием депутатов было принято Решение «Об утверждении Порядка ведения реестра муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Боковское сельское поселение»;

-                        17 декабря 2010 года Собранием депутатов было принято Решение «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и должности руководителя муниципального унитарного предприятия в муниципальном образовании «Боковское сельское поселение».

Для эффективного функционирования системы управления персоналом в 2011 году Постановлением Администрации была утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы в Боковском сельском поселении (2012 – 2015 годы)». Основной целью данной программы служит совершенствование организации муниципальной службы в Боковском сельском поселении и повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Реализация программы проходила по следующим направлениям:

 

  • внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной деятельности;
  • совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
  • развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
  • применение антикоррупционных механизмов и механизмов выявления и разрешения конфликтов интересов на муниципальной службе;
  • оптимизация штатной численности персонала Администрации;
  • повышение престижа муниципальной службы;
  • привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органа местного самоуправления;
  • создание системы контроля деятельности муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества [2].

 

В ходе реализации программы к началу 2016 года были достигнуты целевые показатели, представленные в таблице 2. 

Таблица 2 

Показатели, достигнутые в ходе реализации программы «Развитие муниципальной службы в Боковском сельском поселении
(2012 – 2015 годы)»
 

Наименование целевых индикаторов

Показатели

Базовый период

Отчетный период

Темп прироста

Индекс доверия граждан к муниципальным служащим

50 %

70 %

40 %

Доля должностей муниципальной службы, для которых утверждены должностные инструкции, соответствующие установленным требованиям

70 %

100 %

42,86 %

Доля муниципальных служащих, должностные инструкции которых содержат показатели результативности

47 %

100 %

112,77 %

Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва

25 %

55 %

120 %

Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса

16 %

30 %

87,5 %

Доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет

12,5 %

35 %

180%

Число муниципальных служащих, прошедших обучение в соответствии с муниципальным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку

5 человек

8 человек

60 %

 

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что реализация программы дала положительные количественные результаты, и ожидаемые показатели были достигнуты. Кроме того, были решены поставленные задачи:

-                        усовершенствована правовая основа муниципальной службы;

-                        внедрены эффективные технологии и современные методы кадровой работы;

-                        улучшены организационные и правовые механизмов профессиональной деятельности муниципальных служащих;

-                        оптимизирована штатная численность муниципальных служащих;

-                        привлечены на муниципальную службу квалифицированные молодые специалисты;

-                        создана система контроля деятельности  муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества, повышен уровень открытости и гласности муниципальной службы.