Местное самоуправление в России является деятельностью населения по решению вопросов местного значения самостоятельно или через органы местного самоуправления с учётом интересов, исторических, культурных и других местных традиций народа. Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит в первую очередь от качества функционирования аппарата управления и профессионализма работников.
Администрация муниципального образования «Боковское сельское поселение» – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, который в своей деятельности руководствуется уставом муниципального образования для решения вопросов местного значения и наделен полномочиями для осуществления возложенных государственных полномочий.
Управление персоналом Администрации – важнейшая функция данного органа власти – представляет собой систему организации и управления процессами подбора, отбора и найма, их обучения и оценки кадров.
В системе управления персоналом выделяют субъект и объект [1].
Субъектами управления являются Глава и ведущий специалист по организационной и кадровой работе, основными должностными обязанностями которого являются следующие:
- отбор, подбор и найм сотрудников в рамках требований трудового законодательства, положений приказов Главы Администрации;
- разработка кадровой политики Администрации;
- сбор материалов для аттестационных, квалификационных, конкурсных комиссий;
- представление сотрудников к поощрениям и взысканиям;
- создание и ведение личных дел сотрудников;
- учет отпусков сотрудников, контроль над составлением и соблюдением графиков отпусков;
- контроль над исполнением требований рабочей дисциплины и трудового распорядка;
- прогнозирование и планирование качественной и количественной потребности в кадрах;
- постоянное совершенствование системы управления персоналом Администрации.
Под объектом управления понимается персонал Администрации. Персонал Администрации Боковского поселения – это весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.
На 1 декабря 2016 года в персонал Администрации входило 14 человек, в том числе 8 муниципальных служащих. В таблице 1 наглядно представлено распределение персонала по штатной и фактической численности.
Таблица 1
Сведения о численности персонала Администрации муниципального образования «Боковское сельское поселение»
Категория |
Штатная численность, единиц |
Фактическая численность, человек |
Работники, замещающие муниципальные должности |
1 |
1 |
Работники, замещающие должности муниципальной службы |
7 |
7 |
Обслуживающий персонал |
3 |
3 |
Технический персонал |
3 |
3 |
Итого |
14 |
14 |
Персонал Администрации делится на 4 категории. К работникам, замещающим муниципальные должности, относится Глава Администрации Боковского поселения.
Должности муниципальной службы занимают 7 работников, а именно:
- Заведующий сектором экономики и финансов;
- Главный специалист по бухгалтерскому учету;
- Ведущий специалист по организационной и кадровой работе;
- Ведущий специалист по вопросам муниципального хозяйства, ГО и ЧС;
- Специалист 1-ой категории по земельным и имущественным отношениям;
- Специалист 1-ой категории по вопросам архивной работы и регистрационной учета;
- Специалист 1-ой категории.
В обслуживающий персонал входят старший инспектор, инспектор и водитель. К техническому персоналу относятся 2 сторожа и уборщица.
Управление персоналом Администрации основывается на Уставе муниципального образования «Боковское сельское поселение» и соответствующих нормативно-правовых актах, принятых данным органом власти:
- 26 февраля 2014 года Собранием депутатов было принято Решение «Об утверждении Положения о муниципальной службе в Боковском сельском поселении»;
- 26 февраля 2014 года Собранием депутатов было принято Решение «Об утверждении Порядка ведения реестра муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Боковское сельское поселение»;
- 17 декабря 2010 года Собранием депутатов было принято Решение «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и должности руководителя муниципального унитарного предприятия в муниципальном образовании «Боковское сельское поселение».
Для эффективного функционирования системы управления персоналом в 2011 году Постановлением Администрации была утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы в Боковском сельском поселении (2012 – 2015 годы)». Основной целью данной программы служит совершенствование организации муниципальной службы в Боковском сельском поселении и повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
Реализация программы проходила по следующим направлениям:
-
внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной деятельности;
-
совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
-
развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
-
применение антикоррупционных механизмов и механизмов выявления и разрешения конфликтов интересов на муниципальной службе;
-
оптимизация штатной численности персонала Администрации;
-
повышение престижа муниципальной службы;
-
привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органа местного самоуправления;
-
создание системы контроля деятельности муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества [2].
Таблица 2
Показатели, достигнутые в ходе реализации программы «Развитие муниципальной службы в Боковском сельском поселении
(2012 – 2015 годы)»
Наименование целевых индикаторов |
Показатели |
||
Базовый период |
Отчетный период |
Темп прироста |
|
Индекс доверия граждан к муниципальным служащим |
50 % |
70 % |
40 % |
Доля должностей муниципальной службы, для которых утверждены должностные инструкции, соответствующие установленным требованиям |
70 % |
100 % |
42,86 % |
Доля муниципальных служащих, должностные инструкции которых содержат показатели результативности |
47 % |
100 % |
112,77 % |
Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва |
25 % |
55 % |
120 % |
Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса |
16 % |
30 % |
87,5 % |
Доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет |
12,5 % |
35 % |
180% |
Число муниципальных служащих, прошедших обучение в соответствии с муниципальным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку |
5 человек |
8 человек |
60 % |
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что реализация программы дала положительные количественные результаты, и ожидаемые показатели были достигнуты. Кроме того, были решены поставленные задачи:
- усовершенствована правовая основа муниципальной службы;
- внедрены эффективные технологии и современные методы кадровой работы;
- улучшены организационные и правовые механизмов профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оптимизирована штатная численность муниципальных служащих;
- привлечены на муниципальную службу квалифицированные молодые специалисты;
- создана система контроля деятельности муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества, повышен уровень открытости и гласности муниципальной службы.