Полный текст статьи
Печать

В современном обществе без сотрудников нет организации, а без квалифицированных сотрудников ни одна организация не достигнет поставленных целей и не сможет выжить в условиях рынка. На сегодняшний день познания в сфере управления людьми приобретают огромное значение, а также являются важной составляющей организационной культуры. Управление персоналом – это сфера практической деятельности, направленная на обеспечение организаций высококвалифицированным персоналом, способным выполнять возложенные на него задачи повышенной сложности, следуя должностным инструкциям [1].

Для эффективной работы большинству предприятий необходима грамотно построенная система управления персоналом. При этом система управления персоналом должна быть максимально эффективной, руководство обязано обеспечить сотрудникам хорошую материальную, информационную, техническую базу. Эта потребность связана с тем, что в мире происходят постоянные изменения, которые становятся причиной возникновения новых требований к организации труда [2].

К работникам, занятым в разных отраслях деятельности, предъявляются различные требования, и сфера культуры не является исключением. К персоналу, работающему в организациях культуры, предъявляются как общие, так и специфические требования такие как:

– психосоматическое здоровье;

–физическое, психическое здоровье, стрессоустойчивость, внешняя привлекательность;

– профессионализм, опыт, организаторские способности, коммуникабельность;

– личностно-нравственные качества;

– добросовестность, ответственность, толерантность, порядочность, надежность, инициативность, креативность;

– артистизм.

Несмотря на общепринятые нормы, работники культуры обязаны соответствовать ряду специфических требований, относящихся к особенностям профессии – четкая направленность на продуктивную творческую деятельность, на работу с различными слоями населения, способность к публичной уверенной импровизации и т. д. Поскольку работа деятеля культуры в большей мере связана с детьми, то он должен быть для подрастающего поколения и педагогом, и воспитателем. Более конкретные требования для работников культуры определяются уставными функциями, должностными инструкциями, утвержденными руководителем и согласованные с трудовым коллективом.

Одним из мощных инструментов управления персоналом в организациях культуры является организационная культура, которая помогает привлечь и удержать работников на предприятии, а также направить их деятельность на достижение общей цели и поставленных задач. Организационная культура выполняет следующие функции:

- адаптационную, которая обеспечивает комфортную обстановку для вхождения новых сотрудников в организацию;

- регулирующую, обеспечивающую четкое выполнение правил и норм поведения в коллективе;

- ориентирующую функцию. Данная функция является ориентиром для действий всех сотрудников организации в заданном направлении;

- мотивирующую, которая стимулирует сотрудников культуры к активному участию в делах организации и успешному достижению поставленных целей.

Организационная культура представляет собой особенно важный и мощный инструмент, формирует настрой сотрудников на максимальную производительность труда и высочайшее качество в работе. Руководитель организации должен «чувствовать» настроение работников, уметь погрузиться в их среду, для того, чтобы уловить ту стратегию, по которой стоит двигать всю организацию для достижения согласия между ценностными установками коллектива и задачами организации[3].

Культура, основанная на уважении личности работника организации, подразумевает: поощрение личных достижений, гарантии достойного заработка, повышение квалификации членов коллектива, укрепление его лояльности, доверие среди работников, что, в свою очередь, прямым образом влияет на уменьшение потери уникальных кадров.

Эффективность работы руководителя организаций культуры основывается на качестве выполненной работы персоналом. Руководитель должен организовывать мероприятия по заинтересованности работников, для повышения качества предоставляемых услуг населению [4].

От компетентности каждого сотрудника напрямую зависит эффективность работы всей организации. Руководителю учреждения культуры необходимо знать своих подчиненных, чтобы в нужном русле ориентировать их на плодотворную работу [5].

Важную роль в технологии управления персоналом играет корпоративная культура. Корпоративная культура подразумевает объединение норм и ценностей, разработанных коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации организации к внешним условиям.

В общем понимании корпоративная культура – это выработанное и воплощаемое в жизнь каждого работника качество позитивного корпоративного поведения и общения сотрудников организации культуры на основе разделяемых интересов, ценностей, норм и традиций под контролем органов управления. Корпоративная культура представляет собой:

– наличие и качество коллективного договора;

– содержание инструкций (Внутренний трудовой распорядок, Положение о клубных формированиях, Должностные инструкции и т. д.);

– выполнение сотрудниками своих прямых обязанностей;

–политика кадров;

– социально-психологический настрой работников и т. д.

Корпоративная культура является образующим элементом учреждения культуры и оказывает влияние, несомненно, позитивное, а также и негативное, практически на все стороны его деятельности. Нужно отметить, что сотрудники учреждения культуры должны постоянно повышать свое профессиональное мастерство, что также позитивно влияет на уровень корпоративной культуры. В этом случае, задача руководителя заключается в помощи работникам в создании условий для их самосовершенствования [6].

Корпоративная культура, подразумевает эффективное создание знаний, для создания атмосферы взаимного доверия в коллективе, проявления взаимовыручки между сотрудниками, прозрачности отношений между коллегами, готовности в оказании помощи, сдержанности в критике чужих инноваций, а также смелости в воплощении новых идей, на что указываю исследователи обучающихся организаций. В связи с этим необходимо создавать структуру каждого учреждения культуры, чтобы она способствовала постоянному информационному обмену между сотрудниками и населением, созданию инновационных идей так, чтобы работники имели возможность в процессе трудовой деятельности обмениваться информацией и знаниями с максимально возможным количеством своих коллег на различных ступенях служебной лестницы. Корпоративная культура влияет непосредственно на процесс управления персоналом в организации культуры.

Организационная культура представляет собой инструмент управления поведением сотрудников учреждения культуры, а вместе с этим всем коллективом в целом, использование которого позволяет руководителю создать определенную модель поведения работников, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал [7].