Полный текст статьи
Печать

В настоящее время разработаны проекты специальных федеральных государственных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые являются неотъемлемой частью федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституция РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

В проекте специального стандарта (СФГОС) выделен раздел «Дети с нарушениями слуха», в котором предлагаются научно обоснованные варианты реализации прав каждого такого ребёнка на образование вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения развития слуха и речи, способности к освоению академической программы. При этом учитывается общепризнанный факт, что группа школьников чрезвычайно неоднородна. Переход к интегративным формам обучения детей с нарушениями развития, их включение в систему общего образования обуславливают необходимость разработки инновационных подходов к обучению детей с нарушениями развития с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

  На уроках математики наряду с целью и задачами усвоения программного материала ставятся и задачи по развитию устной речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносимых звуков речи, голоса, отслеживание соблюдения детьми правил орфоэпии. Зачастую математика неслышащим детям кажется самым трудным предметом, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение сосредотачиваться, обдумывать, сравнивать, обобщать, делать выводы, а функции абстрагирования, обобщения у обучающихся в коррекционной школе резко снижены.

Учитель математики должен создавать условия для повышения мотивации на своих уроках, повышать познавательную и мыслительную активность обучающихся с помощью подбора эффективных дифференцированных заданий и коррекционных упражнений, направленных на предупреждение математических ошибок.

Для проверки ответов задач, корней уравнений, вывода формул можно использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты. Ставится цель педагогической деятельности – организовать обучение и воспитание ребёнка с потерей слуха с целью его интеллектуального развития и формирования как личности. 

Одним из эффективных путей повышения активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики является дидактическая игра. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с окружающим миром науки, в который вступают ученики. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Учебно – дидактические игры, помимо формирования предметных знаний и личностных качеств, также имеют огромное значение для развития универсальных учебных действий. Это – развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных способностей обучающихся.

 Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявить их существенные признаки, оказывает существенное влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. До недавнего времени игру использовали лишь во внеклассной работе. В настоящее время игра широко используется на уроках, требуя от учителя большого мастерства.

Дидактические игры способствуют развитию психических процессов у детей с ЗПР. Так, например, игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применяя его в новых ситуациях. Это могут быть разнообразные уроки «Час воспоминаний» или «Встреча с прошлым», урок-зачет, урок - отгадывания викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки. В пример приводим несколько не совсем обычных уроков:

  • Урок – игра «Придумай проект». Суть её в следующем: изученное на уроке явление (закон) должно найти применение в разработанных учениками технических проектах. Ученики (7-12 кл.) могут придумать много разных проектов на одну и ту же тему. Или выбирают какой – либо объект, связанный с изучаемой темой и ученики должны, используя свои знания, модернизировать его.
  • Урок-соревнование:

Цель: закрепление умений решать задачи разных типов по предмету. Подготовительный этап: -  формирование команд;  - определение жюри; - жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материалы для кратких сообщений.

Проведение урока:

 - член жюри делает первое сообщение;

- разминка (решение командами качественных задач, объяснение опыта);

- конкурс капитанов (решение экспериментальных задач);

- конкурс команд: самостоятельное «на время» решение задач;

- подведение итогов и объявление результатов.

   На уроках подобного типа в игровой, соревновательной форме закрепляются умения решать задачи, воспитывается ответственность за результаты работы.

  • · Урок «Охота за пятёрками»

Урок – игра по закреплению умений решать разобранные типы задач.

После того, как учащимся показан алгоритм решения типовых задач по теме, начинается отработка этих знаний. 

1. Классу предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач: на доске написаны их номера.

2. Каждый начинает работу в своей тетради. Тот, кто нашёл путь решения, по своему желанию, не спрашивая разрешения учителя, молча выходит к одной из частей доски и пишет это решение в общем виде, а также вывод. Таким образом могут предъявить педагогу своё решение 3 человека у задних досок и 3 – у передних. Если работа сделана правильно, то учитель молча подаёт знак, и автор получает в тетрадь оценку «5» или «4». Если она выполнена на «3», то оценка не выставляется.

3. Аналогичным образом учащиеся решают все другие задачи, «вынесенные» на урок. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (в зависимости от его активности).

4. В конце на основании учёта всех отметок в классный журнал выставляется итоговая оценка.

Таким образом, дидактическая игра для детей с нарушениями слуха и речи, как одно из средств коррекционно – развивающего обучения, способствует активизации учебного процесса. Создано много дидактических игр и каждый учитель может по своему рассмотрению видоизменять их применительно для своих обучающихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. Это особенно важно для учителей коррекционных школ.