Полный текст статьи
Печать

  Профессиональный успех выпускников зависит не только от того, насколько хорошо они овладели информацией по  своей специальности, но и в значительной степени от их способности к самообразованию, исследовательской деятельности и наличия навыков самоуправления.

  На успешность  обучения и воспитания  обучающихся  влияют многие факторы: материальное положение;  состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень школьной подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора техникума; адекватность исходных представлений о специфике среднего профессионального  обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение; организация учебного процесса в учебном заведении; материальная база учебного заведения; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность профессии и, наконец, уровень воспитанности (личностные качества) и индивидуальные психологические особенности обучающихся.

Прежде всего, успешность - это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности. Может быть, обучающийся достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого - это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это - предмет его гордости.

Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью.

Рассмотрим лишь один аспект этой многогранной проблемы – проблемы воспитания успешного специалиста – проблемы мотивации обучающихся.  Дело в том, что мотивация человека оказывает воздействие на ряд характеристик деятельности. Таких как старание, настойчивость, добросовестность в выполнении поставленной задачи. У многих обучающихся очень низок уровень мотивации, следствиями чего являются низкая заинтересованность в изучении учебного материала, безответственное отношение к учебе, безынициативность, нет интереса в участии в мероприятиях, узнавании чего то нового.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила. А внутренняя мотивация больше является продуктом воспитательной деятельности. Требуется гораздо больших усилий, знаний и способностей у преподавателя, чтобы побудить внутреннюю мотивацию  у обучающихся.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. В техникуме нужно создать единую систему развития успешной личности и применить все методы мотивации:

1. Мотивация личным примером.

2. Формирование положительного отношения к профессии.

3. Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе.

 4. Предоставление максимальной свободы обучающимся.

5. Отмечать успехи обучающихся и хвалить публично, демонстрировать достижения обучающихся.

6. Заинтересованность личным опытом обучающихся в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам.

8. Четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации.

«Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, — и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха»  Дейл Карнеги.

Итак, самое сильное воспитательное воздействие на обучающихся будет иметь личный пример преподавателя: его целеустремленность, добросовестность, старание и настойчивость.

  В заключении необходимо подчеркнуть, только через мотивацию можно заинтересовать  обучающихся и мотивация является основным методом  формирования личностной успешности обучающихся.