Полный текст статьи
Печать

В современных условиях реализации ФГОС СПО 3+ важен выбор инновационных технологий как эффективного условия достижения мобильности и гибкости выпускников к новым возможностям освоения социально-профессиональных навыков и практико-ориентированных умений.

В дополнительном образовании Якутского колледжа технологии и дизайна приоритетным является технология мастерских. Выбор этой технологии обусловлена следующими основаниями: мастерская – оригинальный способ организации творческой деятельности Человека – ребенка, обучающегося, выпускника, взрослого. Речь идет о системе внедрения опыта в непрерывном образовании.

Целью внедрения технологии мастерских являются разработка методических основ по  эффективному освоению способа сотворчества.

Задачи:

1 .Изучение теории и актуального опыта внедрения технологии мастерских в системе дополнительного образования;

2. Поиск и апробация способа сотворчества с различной категорией участников мастерской: дети, обучающие и выпускники среднего профессионального образования, взрослое население;

3. Разработка программы курса по данной технологии для системы дополнительного образования;

4. Внедрение  технологии мастерских в дополнительном образовании ЯКТиД;

5. Обобщение опыта внедрения данной технологии в республиканских мероприятиях (выступление, публикация, подготовки методических разработок, организация семинаров и мастер-классов);

Сущность технологии мастерских состоит в том, чтобы передать способы творческой деятельности. Другими словами, сотворчество в составе малой группы (9-15 чел.) при участии мастера инициируется творческий опыт дерзновения.  Теоретической основой мастерских являются классические идеи свободного воспитания Ж.-Ж Руссо, Л.Н. Толстого, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса и других.

Особо отметим, что позиция ведущего мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать творческую деятельность, осмыслить наличие продвижения в освоении способов.

Этапы работы мастерской:

1) «Индукция» или  «наведение» - создание эмоционального настроя, создание личного отношения к предстоящей творческой деятельности. Индуктор – слово, образ, предмет- шаблон, рисунок. Всё то, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) «Самоинструкция» - индивидуальное создание образа, рисунка, изделия и др.

3) «Социо-конструкция» - построение этих элементов в группе.

4) «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть предъявлено к обсуждению, все мнения участников мастерской услышаны.

5) «Афиширование» - организация просмотра выполненных творческих работ - изделий (для автора, Мастера, других обучающихся).

6) «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской качества выполненной творческой работы, внутренний эмоциональный конфликт, продвигающей к сопоставлению с оригиналом или шаблоном изделия.

7) «Рефлексия» (самоанализ) – отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им построения последующих занятий мастерской, для дальнейшей работы.

Все вышеперечисленные этапы работы мастерской фактически являются специально организованной творческой деятельностью Мастером, которые направлены на создание развивающего пространства (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития).

Апробация технологии мастерских на практическом уровне. В Якутском колледже технологии и дизайна организован кружок «Декоративно прикладного творчества» на занятиях студенты знакомятся с различными техниками и методами изготовления декоративных изделий, сувенирной продукции, украшений и аксессуаров. Были выполнены панно в технике лоскутного шитья »Печворк», изготовлены украшения из отходов швейного производства в стиле «Бохо», броши с использованием репсовых лент и металлической филиграни, аксессуары с применением не традиционных для украшений материалов, таких как металлические молнии и фетр. Занятия в кружке развивают творческие способности, дизайнерский подход, креативное мышление нацеленное на создание новых интересных по исполнению и назначению изделий.

Особым интересом и популярностью среди населения г. Якутска пользуются мастер-классы    по теме «Особенности изготовления интерьерных кукол Тильда».

В ходе работы обучающиеся знакомятся сырьем и материалами необходимыми для создания кукол, с назначением и их использованием, с последовательностью и способами обработки деталей изделия, с приемами декорирования и отделки. Для ознакомления предоставляются образцы сырья и материалов, а так же готовые изделия, что вызывает огромный, не поддельный  интерес к процессу создания кукол среди любой возрастной группы.

Обобщая результаты внедрения технологии мастерских в дополнительном образовании ЯКТиД, представляем  хронологию проведения мастер-классов:

 3 марта 2016 г. В рамках регионального чемпионата молодых профессионалов «WorldSkills Russia»

13 марта 2016г. Выставка-фестиваль в рамках «14 Съезд женщин республики Саха-Якутия»

25 марта 2016г. Диплом 2 степени. Республиканская выставка-фестиваль «Город мастеров» среди средних общеобразовательных учреждений г. Якутска и пригорода.

28 марта 2016г. Мероприятие «Город мастеров» в ГКОУ »Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 (4вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4апреля 2016г. Ярмарка вакансий учебных мест «Я выбираю будущее» среди ССУЗов. Саха гимназия.

26 апреля 2016г. В рамках методического семинара на проблемных курсах по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителей технологии в рамках реализации ФГОС». Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-11.

2 сентября2016г. Республиканское мероприятие «Мастер-юниор 2016г.»

На основе анализа выявленных проблем представляем выводы по реализации технологии мастерских в дополнительном образовании:

1) недостаточно разработаны методики по изучению развития технологии мастерских для нашей системы среднего профессионального образования,

2) недостаточно разработаны критерии и показатели методического сопровождения, что затрудняет научно обоснованно констатировать результативность внедрения технологии мастерских.

Таким образом, на данном этапе внедрения технологии мастерских в дополнительном образовании ЯКТиД позволяет осмысливать наличия продвижения в освоении способов творческой деятельности школьниками, обучающимися и выпускниками СПО, взрослым населением.