Полный текст статьи
Печать

В современном постиндустриальном обществе давно назрела необходимость системного использования развивающего потенциала гуманитарного знания. В России же сохраняется существенное разделение гуманитарной и  технической сфер деятельности, мышления и образования. Переход к двухуровневой системе требует от современного педагога придерживаться основных положений гуманизации и гуманитаризации - осуществление поворота к целостному человеку, гуманные технологии обучения и воспитания, обучение на границе гуманитарных и технических сфер, междисциплинарность в образовании, функционирование социально-гуманитарных дисциплин как фундаментальных, исходных образовательных и системообучающих и, конечно же, преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.

С момента внедрения ФГОС нового поколения в Российской Федерации прошло не так уж много, и не так уж мало времени. Однако, следует отметить принципиально новый подход к организации учебного процесса, который отличается от привычного - «советского». Как нам известно, все дело в переходе на западные стандарты, на так называемую Болонскую систему образования. Чем дальше, тем больше мы понимаем, что данная система образования ориентирована на практику, на создание совершенно иных условий, как для преподавателей, так и для студентов.

В настоящее время педагогическое сообщество ведет активную дискуссию вокруг темы организации учебного процесса в новых условиях. Думается, что большинство педагогов России постепенно пришли к выводу, что сегодня правила компетентностного подхода диктуют нам рыночные отношения. В связи с этим напрашивается вопрос, понимают ли наши работодатели, предприниматели, государство в конце концов, что на них возложена эта ответственность.

Таким образом, в идеале должна быть тесная связь работодателя и образовательного учреждения, цель которых, как говорится в Уставе СВФУ, взращивание высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста.

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин в настоящее время обеспечивает семь технических специальностей. На данный момент преподаватели кафедры сформировали учебно-методическое обеспечение своих предметов в соответствии с ФГОС 3 поколения. Постоянно ведется работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения.

Стоит отметить, что наш колледж является своего рода пионером внедрения ФГОС 3 поколения в РС(Я). В связи с этим мы с полной уверенностью можем утверждать, что учебно-методическое обеспечение формируется с учетом требований стандарта специальностей, и тех общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать по конкретным дисциплинам.

Как правило, дисциплины общего гуманитарного и социально – экономического цикла должны в основном сформировать общекультурные компетенции будущего специалиста, но нередко и профессиональные компетенции. Следовательно, преподаватель свое УМКД подчиняет под данные компетенции. При этом кафедра и преподаватель имеют право самостоятельно выбирать методику и технологию формирования этих компетенций.

Важно заметить, что сегодня объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов (по ФГОС 3+ 60 % знания студенты должны «добывать» самостоятельно, а по ФГОС 4 СРС – 70-85%), ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

Таким образом, общие и профессиональные компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности.

Преподаватели нашей кафедры в основном используют метод проектов, дискуссию, игры, кейс-метод, исследовательский методы.

Переходя к практике, во-первых, обращаем внимание на модули УМКД. Например, по дисциплине ОГСЭ.02 «История»:

  1. Диагностический модуль (КОС, ФОС, паспорта компетенций, банк тестовых заданий, вопросы и задания для СРС);
  2. Методический модуль (например, методические указания по выполнению СРС и т. д.);
  3. Нормативный модуль (календарно-тематический план, РУПД);
  4. Практический модуль (план семинарских занятий);
  5. Теоретический модуль (материалы лекций).

По специальности 090203 «Программирование в компьютерных системах» на дисциплину «История» по стандарту на аудиторные занятия отводится 48 ч, из них объем часов на практические занятия всего 6 ч. – 3 пары.

Так как цель практического занятия – закрепление теоретического материала и формирование компетенций, в качестве контрольного задания выбрано проектное задание. При этом используется метод проектов.

За две недели дается список проблемных вопросов. Например, по 2 разделу «Миссия сверхдержав» (примерно 50 вопросов);

  1. Студенты самостоятельно выбирают один вопрос из списка. Выбирают вместе сообща;
  2. Преподаватель объясняет весь процесс подготовки к защите проекта (в данном случае доклад с защитой презентации) от выбора темы до критериев оценки результатов выступления.

В ходе выполнения проекта формируются непредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работать в команде и др.

Таким образом, на первый план сейчас выдвигаются задачи постоянного обновления содержания и структуры гуманитарного образования, использования современных образовательных технологий и механизмов контроля качества.

Процесс гуманитаризации образования служит формированию в равной мере как компетентного специалиста, творчески мыслящего профессионала, так и личности в полном смысле этого слова, способной подчинить любые технические изобретения и научные открытия потребностям человека и целям общества.