Полный текст статьи
Печать

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно  взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Сегодня в России инклюзивное образование ориентировано на изменение самого  общего образования,  условий для обучения разных детей с учётом их  индивидуальных образовательных потребностей  и возможностей. Такое рассмотрение идеи инклюзии определенным образом сужает трактовку, принятую во всем мире, а, следовательно, и саму концепцию инклюзивного образования. Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к необратимым и разрушительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ.

С 2011 года в Вилюйском педагогическом колледже ведется реализация специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» с квалификацией «Учитель начальных классов и начальных классов  компенсирующего и коррекционно-развивающего образования», с 2013 года возобновили специальность 44.02.04 «Специальное дошкольное образование».

Мы с гордостью отмечаем, что  «Отделение коррекционной педагогики» в республике - единственное среди колледжей по педагогическим специальностям. Во время учебного процесса обучающиеся проходят семинары, курсы и получают сертификаты, что обеспечивает востребованность и конкурентноспособность выпускников на рынке труда.

Как новая структура в колледже, отделение коррекционной педагогики  начало свою деятельность с 1 сентября 2016 г. Структура была создана в связи с новыми требованиями к образованию и воспитанию обучающихся, которые  побуждают  поиск новых путей повышения качества подготовки молодых специалистов.  Также, открытие нового отделения было  связано  и с тем, что Министерство образования РС(Я) работает над реализацией проекта «Концепция инклюзивного образования в Якутии на 2012-2016 гг», где предполагается, что в будущем  в образовательной сфере РС(Я) будут востребованы учителя компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста, воспитатели детей дошкольного возраста и с отклонениями в развитии и с сохранным  развитием.

Проблемы внедрения инклюзии на начальном этапе образования заключается в том, что идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. А для осуществления идеи требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Проблема  затрагивает и родителей. Во первых, родители детей, которые развиваются типичным образом, т.е. “нормально”,  иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же,  социальный опрос “об отношении нормальных сверстников к детям с особыми образовательными потребностями”, который был  проведен студенткой II курса “Вилюйского педагогического колледжа им. Н.Г. Чернышевского”,  среди детей показывает обратное.  Учащиеся  не против, если в их классе будут учиться дети с особыми образовательными потребностями. Они готовы помочь  своим сверстникам. Во-вторых, есть такая категория родителей, которые считают, что на их ребенка “навешивается ярлык” неполноценного и что он является объектом социальной сегрегации. Такой позиции отчасти способствует недостаточное просвещение населения.

Из беседы с педагогами, выявлено, что учителя начальных классов и другие специалисты не готовы сразу соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения, так как  испытывают трудности с психологических особенностей детей,  приходят дети только с медицинской диагностикой, которая не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы, что не хватает учителей или специалистов, готовых работать по специальным методикам и новым технологиям.

Таким образом, напрашивается вывод, что учителя начального образования, без специальной коррекционной подготовки, не могут установить контакт с ребенком, испытывающим трудности в обучении, наладить доверительные отношения с ним, им трудно проводить коррекционные занятия.

Учитывая, что идет тенденция роста детей с различными категориями отклонения в физическом и психическом развитии, и в соответствии с требованиями ФГОС по заказу работодателей Вилюйского региона и Республики Саха (Якутия) в “Вилюйском педагогическом колледже им. Н.Г. Чернышевского” с 2011 года внедрены специальности 44.02.05 “Коррекционная педагогика в начальном образовании”, 44.02.04 “Специальное дошкольное образование”, 49.02.02 “Адаптивная физическая культура”.  Согласно ФГОС, учебные планы данных специальностей построены по модульному принципу. Все модули, входящие в план профессиональной компетентности, разделены на два блока – инвариантный и вариативный. Инвариантные модули обусловлены тем, что в структуре профессиональной компетентности педагога информационная и операционально-практическая компетенции оказывают наибольшее влияние на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

В вариативном блоке  при выборе междисциплинарных курсов мы учитывали то, что программа должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. По данному модулю включены компетентности по формированию учебной деятельности младших школьников, профилактика, диагностика и коррекция письменной и устной речи и их предупреждение.

Для повышения информационной компетенции предлагаются профессиональные модули “Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников “  , “Преподавание по программе начального образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования”. Данные модули представлены следующими дополнительными компетенциями: изучение клинической и психолого-педагогической характеристики обучающихся классов коррекции,  коррекционно-развивающее образование в системе профилактики и коррекции школьной дезадаптации, профилактика, диагностика и коррекция недостатков личностного развития детей, коррекционно-развивающие технологии в методиках обучения русскому языку, якутскому языку, хоровое пение в начальной школе, игровая деятельность школьников в системе коррекционно-оздоровительной и коррекционной работы.

Особое значение имеет общение учителя с обучающимися с особыми образовательными потребностями.  Проблемы общения с учителем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в настоящее время особенно актуально. В этой связи по коммуникативной компетенции будущего учителя  начальных классов в учебном плане по ФГОС имеется модуль “Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников”, который предусматривает различные формы работы с участием специалистов,  работающих с детьми, имеющими задержку психического развития.

В рамках операционально-практического модуля предусмотрены 2 вида практики: учебная и производственная на базе образовательных учреждений. Данный модуль предусматривает стажировку обучающихся на базе образовательных учреждений, в которых обучаются дети с задержкой психического развития. С этой целью заключены договора о социальном партнерстве с образовательными учреждениями Вилюйского, Сунтарского, Таттинского улусов.  Производственная  практика организуется не только в образовательных учреждениях, но и в отделениях реабилитации детей-инвалидов, в социальных приютах, в детских центрах дополнительного образования.

Учителя начальных классов образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. С целью   обучения к профессиональным компетентностям учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования вот уже третий год на базе “Вилюйского педагогического колледжа им. Н.Г. Чернышевского” проводится подготовка специалистов по данной профессии. Все теоретические знания, приобретенные по информационной компетенции, практические навыки и умения оцениваются  работодателями во время  итоговых экзаменов по модулям.. Работодатели должны учесть, в конечном итоге, что будущий педагог инклюзивного образования должен быть готов к коррекционно-педагогической деятельности, а именно, при грамотной интеграции в конце выпуска у детей с ограниченными возможностями здоровья должны формироваться социальная идентификация себя с группой и пассивное  участие в предлагаемой деятельности; проявления инициативы в совместной деятельностии заинтересованность в партнерах, забота о них; творческая и социальная активность такие проявления как и у “типичных” детей.

Мы считаем, что организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных  этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные  образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.