Важнейшими институтами социализации являются учреждения системы среднего профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. Среднее профессиональное образование является звеном в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессии специалиста среднего звена и квалифицированного рабочего. В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, которые составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором экономического роста страны.
Многочисленные средние специальные учебные заведения размещены по всей территории России, что обусловливают важность профессионального образования для удовлетворения образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. Также стоит учесть и невысокие финансовые затраты и относительно краткие сроки обучения в данной системе. Уровень подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации.
Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это возможно достичь путем перехода учебных заведений среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения. Важно отметить, что процесс развития среднего профессионального образования замедляется отдельными проблемами: недостаточной результативностью управления учреждениями среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устареванием материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации; отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.
Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, её информационной и нравственной безопасности, и отвечает требуемым обществом нормативам, стандартам.
Перед системой среднего профессионального образования проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду причин: первая заключается в заметно меньшем внимании государства к проблеме среднего профессионального образования в сравнении с высшим профессиональным образованием; вторая причина связана с тем, что система среднего профессионального образования, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего звена, только сравнительно недавно (с 1990-х гг.) оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. До настоящего времени среднее профессиональное образование - единственная область, не имеющая своей системы подготовки кадров.
Качество подготовки кадров в учебных заведениях среднего профессионального образования не всегда в полном объеме соответствуют постоянно изменяющимся требованиям работодателей, вызванных появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.
Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.
В то же время необходимо стимулировать проявление активности в различных видах деятельности - культурной, научной, общественной и т.д. Знания и умения, получаемые выпускником среднего профессионального учреждения - лишь часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности общения, поведения будущего специалиста. Одной из актуальнейших проблем, стоящих перед руководителями и педагогическими коллективами средних специальных учебных заведений является организация свободного времени студентов. Необходимо научить студентов общаться с коллегами, заниматься исследовательской деятельностью.
По данным исследований российских учёных, посвященных изучению социального портрета студента среднего специального учебного заведения с широким диапазоном вопросов учебно-воспитательного, педагогического и социального характера, позволило отметить ряд важных особенностей. Например, выбор профессии осуществлялся в основном под влиянием родителей(29,6%) и друзей (29,3%). Недопустимо низкой в этом отношении продолжает оставаться роль общеобразовательной школы (8,4%) и СМИ(5,2%). Почти никто не отмечает работы центров профориентации (5,3%) и служб занятости (2,6%), которые не только существуют на средства государственного бюджета, но работают крайне неудовлетворительно.
С учетом отмеченных проблем необходимо отметить основные направления эффективной системы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих:
1) развитие сети подведомственных учреждений, цель которых - обеспечение интеграции учебных заведений разных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы для увеличения круга услуг при подготовке кадров, росту качества образования по разным направлениям, ступеням и формам;
2) развитие учебно-материальной базы;
3) совершенствование организационно-экономической деятельности образовательных учреждений;
4) обеспечение образовательных учреждений профессиональными, конкурентоспособными кадрами;
5) развитие социального партнерства с предприятиями.
Все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.