После подписания Болонской декларации Россия строит единое европейское образовательное пространство, главная цель которого - развивать мобильность студентов и преподавателей, соответствовать международным стандартам в вопросах качества обучения.
В настоящее время принципы рыночной экономики коснулись и учебных заведений. Выпускник сегодня становится товаром на рынке труда и обладает определенным спросом. Что же определяет конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда?
Прикладные исследования в среде труда и занятости свидетельствуют, что современный рынок труда требует от претендента на вакансию наличия целого комплекса знаний, умений и навыков, причем, не только специальных и узкопрофильных. Напротив, для работодателя принципиально важным является наличие у претендентов целого комплекса профессиональных и личностных качеств, получивших в последнее время определение «ключевые компетенции».
В России, как в большинстве других стран, работодатели отдают предпочтение работникам, имеющим широкий спектр ключевых навыков (компетенции), а не исключительно узконаправленные специализированные навыки. Они хотят иметь дело с работниками, имеющими коммуникативные навыки, способными работать в коллективе, решать проблемы и управлять изменениями.
Сегодня важным становится не только овладеть профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, а достигнуть определенного образовательного и культурного уровня, овладеть ключевыми компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным, а значит соответствовать требованиям «потребителя» - рынка труда и работодателя.
Многочисленные исследования во всем мире показывают, что развитие предприимчивости является самым важным видом профессиональной компетентности, ведущим к успешному разрешению проблемы занятости молодежи. Эту же мысль доказывает и весь опыт функционирования капиталистического общества. В целом, традиционно, предприимчивость понимают, как возможность начать бизнес и получить прибыль. Исследователи выделяют еще одно такое качество, как «предпринимательский склад ума » - важное соединение качеств личности, ориентированных на успех, инициативу, умственный риск, сотрудничество и признание.
Первым залогом успеха в развитии предприимчивости является развитие ответственности студентов, их познавательного интереса, инициативы и креативности, а также создание сложной, комплексной богатой учебной среды, основанной на доверии и ориентированной на поиск и успех.
Одним из приоритетных направлений деятельности Колледжа технологий Технологического института СВФУ является стратегическое партнерство кафедры Социально - гуманитарных дисциплин с бизнес – структурами Республики Саха (Якутия) в рамках деятельности студенческого кружка «Бизнес - старт». В рамках которого осуществляется расширение и углубление взаимовыгодного сотрудничества с бизнес - структурами. Так, кафедра активно сотрудничает с такими организациями, как АУДО «Бизнес - школа» г. Якутска, ГБУ «Бизнес - инкубатор» РС (Я), ГКУ «Центр поддержки предпринимательства РС (Я)», ООО «СахсЭкспоСервис», венчурная компания «Якутия» и др.
Следует отметить, что данное сотрудничество является важным развивающим, стимулирующим творческую деятельность звеном не только для преподавателей, но и для студентов.
В рамках проекта «Азбука бизнеса» проводятся семинары по основам предпринимательской деятельности совместно с АУ ДО «Бизнес - школа» г. Якутска. Участниками семинара становятся студенты всех специальностей нашего колледжа.
По инициативе кафедры проведены мероприятия среди студентов СПО РС (Я):
- Республиканский конкурс бизнес - идей 2012 г.;
- Республиканский конкурс бизнес - проектов 2013 г.;
- Студенческий обарзовательный форум «Бизнес - старт», посвященный году предпринимательства в РС (Я) и Всемирной неделе предпринимательства 18-19 ноября 2015 г.
Время показало, что такие проекты актуальны и вызвали большой интерес у студентов и преподавателей СПО Республики Саха (Якутия). 24 участника из разных учебных заведений защитили бизнес - проекты по разным сферам предпринимательства. В рамках вышеуказанных мероприятий проводились экскурсии по «Бизнес-инкубатору» РС(Я), состоялись встречи с начинающими предпринимателями, лидерами молодежного предпринимательства.
Студенты Колледжа технологий принимают активное участие в различных мероприятиях Республиканского и Российского уровня:
- I Республиканский молодежный форум «Ты - предприниматель» - проект «Клуб страйкбола» студента Никифорова А. рекомендован на реализацию и участие в конкурсе грантов и субсидий – 2012 г.
- Республиканская интеллектуальная игра, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей – Слепцов Николай, диплом 2 степени, 22 марта 2013 г.
- Всероссийский студенческий форум «О будущем без должностей и галстука», г. Санкт-Петербург, 12 - 16 ноября 2013г.
- Республиканская деловая игра «Студенты VS специалистов» - г. Якутск, 10 апреля 2013 г.
- Слепцов Николай сертификат на трудоустройство от ОАО «Сахатранснефтегаз», 2013 г.
- Межрегиональный молодежный форум «Студенческий марафон - ДФО» г. Владивосток, 2-6 октября 2013г. Активное участие в программе «Школа Национального Лидера»;
- Семинар «Франшиза как эффективный способ организации бизнеса» 28 ноября 2013г. Московская школа бизнеса;
- Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер - 2013» - Слепцова Мария, 2013 г.;
- Семинар «Бизнес планирование. Как разработать? Как анализировать?», 17 февраля 2015г.;
- Семинар «Что должен знать предприниматель о проверках», 19 февраля 2015 г.;
- «Тренинг по развитию предпринимательских компетенций молодежи», 24 апреля 2015 г.;
- Неделя инноваций и предпринимательства и студенческий бизнес-квест «Start Game», 27 октября – 3 ноября 2016 г. Студенты Готовцев Ефим, Горохов Прокопий, Максимов Сергей за проект «Терможилет» получили диплом II степени в номинации «Лучший стартап - проект».
Полученные гранты:
- Грант 50000р на проект «Face Art» - Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер - 2013»;
- Грант 800000р Министерства образования и науки РФ на проект «Фонд креативных франщиз».
Сегодня во всей системе образования происходит переход от количественных показателей к таким качественным показателям, как способность образовательных услуг удовлетворять выявленным и предполагаемым запросам потребителя (рынка труда).
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что помимо знаний и умений, базовых операционных навыков в своей предметной базе, современный студент должен обладать системой общественных ценностей, навыками и опытом коммуникаций, сбора информации, анализа и прогнозирования, высокой способностью к управлению изменениями, что является безусловным критерием формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, в современном профессиональном образовании существенное внимание должно быть уделено дополнительному образованию - как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения молодежи.